|
|
N°100, 09 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Обида должна стимулировать"
Андрей Фурсенко считает, что проигравшие в конкурсе вузы смогут подтянуться к победителям нацпроекта
Обсуждение национального проекта «Образование» во время вчерашнего телемоста с президентом прошло на удивление гладко и коротко. Хотя во время одного из предыдущих заседаний Совета по приоритетным проектам Владимир Путин в довольно резких выражениях указывал министру образования Андрею Фурсенко на недочеты -- в частности, на то, что в списки преподавателей, которым положены доплаты за классное руководство, не попали учителя вечерних школ, кадетских корпусов, прогимназий и интернатов. Вчера г-н Фурсенко, находившийся в студии Московского института электротехники в Зеленограде, не упустил возможности публично отрапортовать об исправлении ошибки в отношении 59 тыс. педагогов. «Уже подготовлен указ о выплате им дотаций за классное руководство, начиная с первого января этого года», -- заявил министр, когда президент предоставил ему слово.
Также глава Минобрнауки рассказал г-ну Путину о проходящем сейчас конкурсе лучших школ, о внедрении в 30 регионах системы подушевого финансирования, при которой деньги следуют в образовательное учреждение за учеником, отчитался о конкурсе инновационных программ вузов. Профессора МИЭТа, попавшего в список победителей этого конкурса, в лучших советских традициях попытались было поблагодарить президента за решение проблем вуза с учебным и лабораторным оборудованием. Но Владимир Путин, пообещав, что государственные расходы на образование и в дальнейшем будут расти, напомнил, что цель нацпроекта заключается не только в распределении средств. «Хотелось бы при этом, чтобы нацпроект придал импульс для развития сферы образования в целом», -- подчеркнул он.
О том, в каком направлении будет развиваться образовательный нацпроект в будущем, корреспонденту «Времени новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказал глава Минобрнауки Андрей ФУРСЕНКО.
-- Президент сказал, что цель сегодняшнего телемоста -- определить направления, в которых можно улучшить национальные проекты. Что еще вы считаете необходимым сделать в рамках нацпроекта «Образование»?
-- Абсолютно ясно, что требуется определенное расширение нацпроекта в будущем. Во-первых, используя нацпроект как инструмент влияния, надо сейчас применять больше усилий к переходу на новую, отраслевую систему оплаты труда. В правительстве уже обсуждается вопрос о поддержке тех регионов, которые комплексно развивают систему образования, в том числе и в первую очередь тех, которые идут на изменение системы оплаты труда.
Второй вопрос, который также надо решать, -- поддержка начального и среднего профессионального образования. Будет ли это в формате национального проекта или как-то иначе, но тема очень важна, и ей надо уделять большое внимание.
Третье и, может быть, самое важное. Опыт, накопленный в ходе работы над проектом, -- разработка и анализ программ развития школ и вузов, опыт привлечения общественных институтов, мониторинг реализации программ, -- все это надо использовать как инструменты для развития системы образования в целом. Все вузы, внедряющие инновационные проекты, согласились опубликовать как содержание своих программ, победивших в конкурсе, так и полный поэтапный отчет о ходе выполнения этих программ. То же самое мы попробуем сделать и с инновационными школами. Суть не только в возможности общественного контроля над вузом-победителем. А в том, что любой желающий сможет почерпнуть из этой информации полезное для развития своей школы или университета, института. Опираясь на победителей -- ректоров вузов, директоров школ, лучших учителей, мы распространим новый подход к образованию. Мы в праве рассчитывать на то, что эти люди могут оказать благотворное системное влияние на всю отрасль.
-- А не боитесь волны критики со стороны обиженных, тех, кто не смог добиться победы в конкурсе? Они уже заявляют, что огромные средства распределяются слишком скоропалительно.
-- Все-таки созидательный подход -- это когда люди сосредоточиваются не на своих обидах, а на своих новых возможностях. Обида бывает двух видов: когда что-то несправедливо (и мы боремся за то, чтобы такого не было, добиваясь максимальной прозрачности всех процедур отбора победителей) или когда ты оказался реально слабее того, кто вместе с тобой участвовал в конкурсе. Вторую обиду я считаю позитивной. Эта обида стимулирует человека на движение вперед.
-- Но в дальнейшем получателей грантов от государства станет больше?
-- Сейчас самое главное -- перейти от поддержки очень избранного направления к поддержке всех тех, кто удовлетворяет поставленным требованиям к инновационности, к развитию. Это, конечно, не сделать за год, но это реалистично.
|