|
|
N°98, 07 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государственное лицо
«Роснефть» вместе с Sinopec может купить «Удмуртнефть»
На «Удмуртнефть», которую в скором времени намерена продать ТНК-ВР, появился новый претендент. Как сообщил «Времени новостей» источник, близкий к ТНК-ВР, государственная «Роснефть» для участия в торгах создала альянс с китайской Sinopec (входит в структуру государственной нефтяной корпорации). Хотя окончательное решение о продаже «Удмуртнефти» пока не принято, такой исход, отмечает он, «вероятен процентов на 70». Источники информагентств и зарубежных СМИ утверждают, что сумма сделки составит около 4 млрд долл. В самой «Роснефти» опровергают информацию об объединении с китайским холдингом для приобретения актива. В ТНК-ВР появившиеся сообщения официально не комментируют.
«Удмуртнефть» добывает 6 млн тонн нефти в год. Это уже второй крупный актив, с которым ТНК-ВР готова расстаться в связи с низкой, по ее стандартам, рентабельностью, -- в конце прошлого года проданы «Саратовнефтегаз» и ряд предприятий в Оренбургской области примерно за миллиард долларов.
Интерес к «Удмуртнефти» проявили почти все крупные нефтяные структуры. Федеральная антимонопольная служба, без одобрения которой сделка невозможна, сообщала, что получила заявки от австрийской OMV, «Объединенной нефтяной группы» (входит в состав "Базэла"), «Русснефти» Михаила Гуцериева, казахского «Казмунайгаза», китайской Sinopec, «Газпром нефти», «Альянса», венгерской MOL, ООО «ОВИТ» (представляет интересы консорциума «Итеры» и ONGC), ЗАО "Промлизинг", кипрской Perenco Cyprus Ltd, а также Repsogas Limited. О желании участвовать в торгах говорила и «Северо-Западная нефтяная группа» в альянсе с Oil India. Выяснить в ФАС, обращалась ли к ней «Роснефть», вчера не удалось.
Ранее источники в ТНК-ВР сообщали, что теперь рассматривают четыре основные заявки от потенциальных покупателей. Окончательное решение в компании обещают принять до конца июня. Интерес к активу взвинтил цены на предприятие практически в два раза. Если в начале года эксперты оценивали «Удмуртнефть», работающую на старых месторождениях, в 1,5--2 млрд долл., то теперь речь идет более чем о 4 млрд долл. Впрочем, условия объявленного ТНК-ВР конкурса неизвестны, так что, возможно, цена не будет решающим фактором при определении победителя.
Дело в том, что глава «Газпром нефти» и зампредправления газового монополиста Александр Рязанов, выступая недавно перед журналистами, намекнул, что тесное взаимодействие газового концерна и ТНК-ВР возможно лишь в том случае, если «Газпром нефть» получит преференции при покупке «Удмуртнефти». «Мы дали свои необязывающие (к покупке. -- Ред.) предложения, но я считаю, достаточно хорошие с точки зрения стоимости проекта. Если ТНК-ВР отдаст «Удмуртнефть» бесплатно или по символической цене, то можно рассматривать какие-то другие вещи. Но пока эта цена чисто рыночная, поэтому нельзя говорить о каком-то глобальном сотрудничестве. Они продают, мы покупаем как одни из покупателей», -- сказал он. Ранее г-н Рязанов заявлял, что не намерен предлагать за предприятие более 3 млрд долларов.
Интерес китайских компаний к российскому рынку добычи нефти известен. Они пытались купить «Славнефть», но после поражения сумели договориться с «Роснефтью» о поставках сырья на пять лет вперед и сделали предоплату 6 млрд долл. (эти деньги государственная нефтяная компания потратила на покупку «Юганскнефтегаза»). Sinopec год назад даже подписала соглашение с «Роснефтью», согласно которому не исключалось совместное участие в российских проектах по добыче нефти. «Роснефть», в свою очередь, намерена активно развернуться на китайском рынке -- до конца 2007 года она планирует открыть сеть АЗС в Китае.
При этом госкомпания в скором времени будет одним из крупнейших недропользователей Восточной Сибири, нефть из которой по нефтепроводу из Тайшета на побережье Тихого океана может поставляться в том числе и в Китай. Сейчас «Роснефть» активно скупает месторождения в регионе. Вчера она победила в аукционе на право пользования недрами Даниловского участка Иркутской области, заплатив 1,2 млрд руб., что почти в 25 раз превышает стартовую цену. Участок находится в 70--80 км от границы Верхнечонского месторождения, в освоении которого госкомпания участвует вместе с ТНК-ВР.
Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ