Время новостей
     N°98, 07 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2006
В колоннах как в полях
В Москве гремит Фестиваль симфонических оркестров
Маэстро Зубин Мета, пожизненно возглавляющий Израильский филармонический оркестр (очень знаменитый, имеющий богатую историю, прочное реноме и традиции), открыл самый невероятный фестиваль из всех, какие происходили в Москве в последнее время.

Мета сыграл с оркестром увертюру Бетховена «Леонора №3», симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Тиль Уленшпигель» и Фантастическую симфонию Берлиоза, поразив одних порой не совсем безупречным оркестровым звучанием, а других -- неизъяснимой респектабельностью интерпретаций. Кто-то услышал в ней формальный холодок непредсказуемо организованного исполнения в единственный свободный день дирижера, кто-то -- непривычную трезвость рассудка мастеровитых музыкантов, обезоруживающую странным отсутствием романтической эйфории в привычных местах.

Вслед за Метой в понедельник на сцену Колонного зала Дома союзов поднялся другой не менее авторитетный маэстро -- Лорин Маазель с Симфоническим оркестром Фонда Артуро Тосканини. И тут все было уже гораздо теплее. Исполненные в первый день вердиевские увертюры заставили совершенно забыть как про суровое начало фестиваля, так и про интригу, сопровождавшую появление оркестра в Москве.

Незадолго до начала фестиваля Фонд Тосканини распространил информацию о том, что приезжающий в Москву оркестр вроде бы как не имеет к нему никакого отношения. Но Маазель, ученик Тосканини, убежден в том, что имеет полное право делать что хочет, что и прослушивалось ясно и картинно в его исполнении не только блестяще театральных оперных увертюр, но и в пылком, шикарном, томном и чистом исполнении «Шехерезады» Римского-Корсакова (с прекрасными соло первой скрипки, густотой красок и яркостью баланса оркестровых групп).

На второй вечер Маазеля были запланированы две симфонии: Третья «Героическая» Бетховена и Девятая «Из Нового Света» Дворжака -- пленительные и горячие вершины мировой симфонической музыки, приятные и понятные всякому сердцу, в том числе знакомому с оркестровой музыкой не в деталях.

Завтра вечером в Колонном зале -- единственный не импортированный участник фестиваля: Новосибирский академический симфонический оркестр (дирижер Арнольд Кац). В программе ударная «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина и Пятая симфония Чайковского, каковая, если будет исполнена в том же ударном ключе, может доставить большое удовольствие.

Десятого, в субботу, красивый и сильный оркестр с красивым названием «Академия святого Мартина в полях», ничего особенно не говорящим широкой российской аудитории, и не менее сильным, тоже мало известным здесь дирижером Клаусом Петером Флором сыграет увертюру к опере Вебера «Вольный стрелок», Четвертую «Итальянскую» симфонию Мендельсона (еще один шлягер в программе фестиваля) и Восьмую симфонию Дворжака.

Завершится фестиваль в воскресенье выступлением Филармонического оркестра радио Франции с Мюнг Ван Чунгом за пультом, когда-то получившим фортепианную вторую премию на конкурсе Чайковского, а с тех пор ставших знаменитым европейским дирижером.

На следующий день случится День России, в честь которого и устроен этот неожиданный проект, похожий на весьма необычную пиар-акцию, грозящую серьезными музыкальными рецензиями по государственному поводу.

И к этому моменту можно будет уже считать, что полноформатное открытие филармонической публике не только знакомых и незнакомых знаменитостей, но и почти забытого, вышедшего из музыкального употребления Колонного зала Дома союзов совершенно состоялось.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка