Время новостей
     N°98, 07 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2006
Общественное сомнение
В успех нацпроекта "Образование" верит меньше трети педагогов
Весьма неприятный для власти побочный эффект от реализации приоритетных национальных проектов выявили социологи. Нацпроекты, которые значительной частью населения да и многими народными избранниками воспринимаются всего лишь как механизм дележки сверхдоходов «нефтеналивного» российского бюджета, уже явно раскалывают те самые профессиональные группы, о материальной поддержке которых печется Кремль. Вслед за врачами, отчетливо разделившимися после январской получки на облагодетельствованных терапевтов, педиатров, участковых гинекологов, поликлинических медсестер и оставшихся при старом жалованье обиженных узких специалистов, косые взгляды друг на друга, похоже, начинают бросать педагоги.

Опубликованные вчера результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, в ходе которого было опрошено две тысячи преподавателей школ, средних учебных заведений и вузов в пяти субъектах РФ, показывают, что несмотря на почти единую позицию относительно целей нацпроекта «Образование» (83% респондентов считают главным повышение зарплаты всем категориям педагогов), в профессиональном сообществе образовались две группы, по-разному оценивающие вероятность достижения этих целей. Лишь 27% опрошенных считают, что мероприятия, предусмотренные национальным проектом, решат ключевые проблемы в сфере образования, в то время как 57% педагогов убеждены, что нацпроект «Образование» не способен сгладить самые углы.

Правда, социологи ВЦИОМ постарались подсластить пилюлю для министра образования и науки Андрея Фурсенко. «Вряд ли стоит интерпретировать данные проведенного исследования в том духе, что педагогическое сообщество является принципиальным противником национального проекта «Образование», -- утверждают они, демонстрируя умение с помощью изменения формулировки по сути одного и того же вопроса добиваться более оптимистичных для власти результатов.

Перспективы изменения в целом ситуации в сфере образования в результате реализации национального проекта преподаватели оценивали несколько иначе. Оголтелых пессимистов -- тех, кто считает, что будет только хуже, не более 6%. Правда, оголтелых оптимистов, верящих в существенное улучшение ситуации, и того меньше, лишь 2%. Основную массу составляет союз умеренных оптимистов, настроенных на незначительные сдвиги к лучшему (35%), и умеренных пессимистов, убежденных в том, что все останется как есть (42%). Из чего можно сделать вывод, что подавляющее большинство педагогов, хотя бы не против нацпроекта «Образование».

К сожалению, таблицы ВЦИОМ не дают ответа на главный вопрос -- о процентном соотношении среди оптимистов и пессимистов преподавателей, получивших в рамках нацпроекта прибавку к жалованью за классное руководство, персональный грант или работающих в учебном заведении, победившем в конкурсе инновационных проектов среди вузов, а также претендующих на победу в июньском конкурсе проектов развития среди школ. То есть, грубо говоря, тех, кто прямо или опосредованно получил свою часть бюджетного пирога. Скорее всего, именно они сегодня и готовы поддерживать развитие нацпроекта. В то время как оставшиеся пока без материального поощрения преподаватели все чаще позволяют себе нелестные отзывы об этой государственной затее.

«Я тоже не верю в эффективность нацпроекта, -- заявил «Времени новостей», комментируя результаты опроса ВЦИОМ, ректор Новосибирского государственного университета Николай Диканский. -- Складывается впечатление, что организаторы больше работали на скорость, чем на качество». Г-н Диканский недоволен тем, что его именитый вуз не вошел в число победителей конкурса инновационных проектов и остался без многомиллионного гранта. Он считает, что для определения настоящих лидеров образования недостаточно сформированных при Минобрнауки общественных комиссий, которые судили лишь по пакетам документов и предложений, но не изучали работу университетов изнутри. «Столь же поспешным был конкурс по технопаркам, -- напомнил г-н Диканский. -- Вряд ли можно ждать эффективной отдачи от вложенных государством огромных денег при таком скоропалительном их распределении».

Не исключено, что количество единомышленников ректора НГУ в скором времени существенно увеличится. Минобрнауки должно на днях подвести итоги конкурса среди лучших школ. И если в случае с вузами количество неудачников едва превысило полторы сотни, тут счет обиженных может пойти на тысячи.

Олег ВОЛКОВ, Кирилл ВАСИЛЕНКО