|
|
N°98, 07 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наш ответ Чемберлену
Россия юридически закрепляет экспортную монополию «Газпрома»
Ожесточенная борьба Еврокомиссии за отмену эксклюзивных прав «Газпрома» на экспорт сырья привела к симметричному ответу со стороны Москвы. Вчера депутаты Валерий Язев и Юрий Липатов внесли на рассмотрение Госдумы краткий, но судьбоносный документ. Законопроект с названием «Об экспорте природного газа», который юридически закрепляет расхожий статус «единый экспортный канал», был моментально рассмотрен советом Думы и поступил в семидневную рассылку. Г-н Язев, участвующий в составе делегации «Газпрома» в Международном газовом конгрессе в Амстердаме, заявил «Времени новостей», что рассчитывает на принятие документа сразу в трех чтениях до конца месяца.
В неофициальных комментариях собеседники «Времени новостей» сошлись во мнении, что подготовка документа есть прямая отповедь «назойливому» Брюсселю, а спешка связана с желанием Кремля иметь соответствующую норму в национальном законодательстве перед саммитом "большой восьмерки".
По мнению г-на Язева, газ давно пора признать стратегическим сырьем и торговать им под полным государственным контролем, так же как оружием. Как гласит первая статья будущего закона, документ «устанавливает основы госрегулирования экспорта газа, исходя из необходимости защиты экономических и внешнеполитических интересов РФ». В нем прямо говорится, что исключительным правом на осуществление экспорта природного газа может обладать организация -- собственник единой системы газоснабжения (таковым законодательно является группа «Газпром») либо ее 100-процентное дочернее общество. Впрочем, предусматривается исключение для проектов СРП, в том числе и «Сахалин-2», который реализуется иностранным консорциумом во главе с Shell.
Де-факто единый экспортный канал давно существует. Группа «Газпром» и так контролирует продажи газа за пределами России. Однако в действующем законодательстве на такие эксклюзивные права был разве что намек (в одном из президентских указов середины 1990-х на «Газпром» возлагалась функция обеспечения экспортных поставок). С юридической точки зрения любая компания, обладающая ресурсами газа в России, могла заключить контракт с потенциальным покупателем и требовать разрешения протранспортировать этот объем до границы.
В частности, по информации «Времени новостей», на применении подобной практики в свое время настаивала компания Shell для объемов попутного нефтяного газа с Салымского месторождения (официальный представитель компании вчера заявил «Времени новостей», что ему ничего не известно о таких притязаниях).
И подобные попытки предпринимаются довольно регулярно. Одним из последних стало намерение испанской компании Repsol купить контрольный пакет «Тамбейнефтегаза», который владеет лицензией на Южно-Тамбейское месторождение с запасами более триллиона кубометров. Испанцы всерьез рассчитывали построить на месторождении завод и начать самостоятельный экспорт газа. Полтора года назад с экспортным прицелом к запасам другой независимой газовой компании -- НОВАТЭКа -- присматривалась французская Total. Ни та, ни другая сделка в сложившейся в российской газовой отрасли системе координат, очевидно, не имела никаких перспектив. Французы, которым сразу было указано «на недопустимость подобного поведения», быстро «исправились» и пошли к российским газовым запасам с парадного хода. Благодаря чему сейчас участвуют в финальной стадии газпромовского тендера по «Штокману».
Впрочем, исторически существование единого экспортного канала зачастую трактовалось весьма вольно -- разумеется, когда это было выгодно «Газпрому». Так, в начале 2004 года поставки газа в Белоруссию осуществляла формально независимая компания «Транснафта» (тогда «Газпром» отказался поставлять газ Минску по российским ценам, и газ экспортировали трейдеры компаний «Транснафта» и «Итера», и только во втором квартале их заменил СИБУР), а та же «Итера» работала на рынках ближнего зарубежья, которые были получены ею в кормление еще в стародавние вяхиревские времена, вплоть до 2005 года.
Алексей ГРИВАЧ, Амстердам