Время новостей
     N°189, 15 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2001
Кузница джихада
Ливан – жертва чужих интересов
Большая война объявлена, и США уже не раз заявили о том, что не собираются ограничиваться Афганистаном. Уже 7 октября, в день начала операции, администрация США уведомила Совет Безопасности ООН: «Мы можем прийти к заключению, что для нашей самообороны окажутся необходимыми дополнительные действия в отношении других организаций и стран». Отвечая на вопрос о намерениях США перенести военные действия (а также такие «компоненты» операции, как дипломатический, финансовый, юридический и разведывательный) на территории других стран, постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте ответил без колебаний: «Соединенные Штаты оставляют за собой право на самооборону в будущем и не исключают возможности применения силы в случае, если сочтут это необходимым». 10 октября г-н Негропонте лично посетил своего иракского коллегу в Нью-Йорке Мохаммеда Аль-Дури и предостерег Багдад, чтобы тот не вздумал поддерживать антиамериканские силы в Афганистане или «под шумок» предпринимать какие-то действия против противников режима Хусейна -- курдов и шиитов. «Вы заплатите высокую цену, -- угрожал американец, -- столкнетесь с бомбардировками и проиграете». Негропонте предупредил иракца, что ряд деятелей, близких к президенту США, подозревают Багдад в причастности к терактам 11 сентября.

В последние дни американские СМИ, как правило со ссылками на анонимные источники, расширяют круг мишеней для потенциальных ударов. Регулярно упоминаются Сомали и Судан, тесно связанные с Бен Ладеном в 80-е годы. (В Сомали Усама помогал местному племенному вождю генералу Айдиду справиться с американскими миротворцами, а в Судане 4 года жил.) Теперь, правда, Хартум демонстрирует лояльность Вашингтону и сотрудничает в выявлении лагерей террористов. Решительно поддержал войну традиционно находящийся на подозрении ливийский руководитель Муаммар Каддафи (Рейган бомбил Триполи в 1986 году).

На прошлой неделе The New York Times расширила «черный список» за счет Юго-Восточной Азии, где «Бен Ладен и его люди пытаются распространить свою деятельность на Филиппины, Малайзию и Индонезию». Имеются в виду малайские фанатики из группы «Аль-Мауна», террористы из индонезийской организации «Ласкар джихад» и филиппинской сепаратистской группировки «Абу-Сайяф», которые «прославились» захватом заложников и зверствами. Новые данные связывают деятельность исламских экстремистов региона с «Аль-Каидой».

В большинстве случаев речь идет все-таки не о правительствах тех или иных стран, а о территориях, неподконтрольных официальным властям (например, зона действия «Абу-Сайяфа»). Откуда же берутся «гнезда террористов»? Представление об этом дает новейшая история Ливана. Между Ливаном и Афганистаном много общего. Еще пару десятилетий назад ничто не предвещало тех катаклизмов, которые пережили впоследствии два этих вполне стабильных государства. Особенно трудно было вообразить войны и потрясения в Ливане -- ближневосточном оазисе процветания. Впрочем, предпосылки конфликтов существовали всегда. Если в Афганистане миной замедленного действия был запутанный этно-племенной состав, то в Ливане -- религиозный. Президентом там по традиции должен быть христианин-маронит, премьером -- мусульманин-суннит, главой парламента -- мусульманин-шиит. Баланс удавалось сохранять, пока не вмешались внешние силы.

Ливан стал жертвой непримиримого противостояния двух соседей -- Израиля и Сирии. Когда Бейрут склонялся к одной из сторон, вмешивались спецслужбы другой, -- и тогда гремели взрывы, начиналась месть и междоусобица, на территории несчастной страны появлялись чужестранные армии. Гражданская война, вспыхнувшая в 1975 году, при активном участии палестинских беженцев продолжалась до начала 90-х. Сирийские войска вошли в Ливан в 1976 году, да так здесь и остались. Израильская армия, вторгшись в 1978-м, повторила атаку в 1982-м и создала на юге страны буферную оккупационную зону. Впрочем, солдаты созданной с помощью израильтян коллаборационистской Армии южного Ливана (АЮЛ) до сих пор уверены, что не предавали родину, а защищали ее от сирийцев.

Как и Афганистан, Ливан стал ареной противоборства великих держав. СССР и США вербовали здесь агентов, поставляли оружие, обучали боевиков. «Империалистические и сионистские круги всегда рассматривали Ливан как наиболее слабое звено в арабском фронте борьбы», -- писали советские востоковеды. «Мы благодарны советским товарищам за учебу и за оружие», -- говорил вашему корреспонденту палестинский полковник Мунир Аль-Мукдах. В Ливане, где находится 350 тысяч палестинских беженцев, полковник контролирует 14 их лагерей.

Эти лагеря -- идеальное убежище от Интерпола. Ливанская армия и полиция доступа сюда не имеют: об этом ливанцы и палестинцы договорились во избежание резни, что не раз бывало. У въезда в лагерь стоит ливанский армейский пост, дальше начинается государство в государстве, где помимо ужасной бедности есть тренировочные базы, оружие и обозленные, отчаявшиеся люди. Здесь сформировалось новое террористическое движение «Усбат Аль-Ансар» («Группа сторонников»). Его лидера Абу Мухджина, посылающего своих соратников воевать в Чечню и Афганистан, американцы объявили террористом и подозревают в связях с Усамой Бен Ладеном. Именно люди Мухджина в январе прошлого года обстреляли из гранатометов посольство России в Бейруте.

В списке 22 террористов арабского происхождения, обнародованном на прошлой неделе президентом Бушем, трое ливанцев: знаменитый террорист-профессионал Имад Мугние по кличке Гиена и менее известные Али Атва и Хасан Изеддин. Все они связаны с шиитской партией «Хезболлах». Эта организация, базирующаяся на юге Ливана, воюет с Израилем, опираясь на поддержку Тегерана и Дамаска.

У Афганистана и Ливана есть еще одно сходство: крестьяне, поля которых были опустошены войной, стали активно выращивать наркотическое зелье. Ливанцы обеспечивают гашишем весь Ближний Восток. По данным арабской газеты «Аз-Заман», в долине Бекаа под коноплю отведено не менее 5 тысяч гектаров. А доход от урожая с одного гектара составляет 20 тысяч долларов.

Ливан тоже упоминался в числе гипотетических целей американских ударов, однако вероятность их пока не слишком велика. Ведь бомбежка ливанских лагерей не только вызовет неизбежные жертвы среди мирного населения, но и превратит в заклятых врагов США влиятельных в мусульманском мире Сирию и Иран (ныне они сохраняют нейтралитет), а также взорвет Палестинскую автономию, с которой активно заигрывает Буш. А значит, ливанская кузница продолжит ковать кадры для джихада.

Елена СУПОНИНА, Игорь МАКСИМОВ, Алексей СЛОБОДИН