|
|
N°189, 15 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удалось
Комедию японского драматурга Коки Митани «Академия Смеха» в любой антрепризе встретили бы как подарок судьбы. Сюжет пьесы, написанной почти полвека назад, прост: драматург во чтобы то ни стало пытается провести свою комедию через цензуру, а тупой солдафон-цензор изобретает все новые и новые придирки. И хотя автор добросовестно вносит все нелепые поправки, текст пьесы по необъяснимым причинам становится все смешнее и смешнее. Встречи писателя и цензора превращаются в серию скетчей. Персонажи прописаны ярко и выигрышно. Выбор исполнителей тоже кажется подходящим для антрепризы. Имя Николая Фоменко (цензор Сакисаки) давно стало эффектным рекламным брэндом, а Андрей Панин (драматург Цубаки) в последнее время часто снимается в телесериалах.
Впрочем, на этом сходство с антрепризой и заканчивается. Даже придирчивый недоброжелатель не упрекнет Романа Козака в желании развлекать публику любой ценой. Ограничения, наложенные «материалом» (два исполнителя и небольшая сценическая площадка), режиссеру не мешают, но помогают: свои лучшие спектакли Козак поставил на малой сцене. В новой его работе есть изобретательность, вкус и точное чувство стиля. На зрителя обрушивается поток импровизаций. Для каждого эпизода придумано новое пластическое решение. Герои то выполняют под ориентальную музыку упражнения в стиле восточных единоборств, то, надев кимоно, пробуют разыграть придуманные Сакисаки реплики. Цензор входит во вкус сочинительства, ждет не дождется премьеры и даже пытается освободить своего оппонента от мобилизации.
Отбросив все набившие оскомину штампы шоумена, Николай Фоменко играет на редкость профессионально и достоверно. Андрей Панин становится ему достойным партнером. Нет сомнения, что «Академия смеха» будет пользоваться таким же успехом, как легендарный спектакль Козака «Чинзано». Есть надежда, что режиссер вышел на новый виток творческой спирали. Но главное испытание -- постановка «Ромео и Джульетты» на большой сцене -- еще впереди.
Ольга РОМАНЦОВА