|
|
N°98, 07 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ситуация в Феодосии -- вопрос не натовский»
На Украине усиливаются антинатовские настроения, спровоцированные заходом судна США в крымский порт Феодосия. С вопроса, не повлияет ли это на перспективы членства Киева в Североатлантическом альянсе, спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ начала в Брюсселе интервью с начальником отдела по связям с Россией и Украиной управления по политическим вопросам и политике в области безопасности штаб-квартиры НАТО Полом ФРИТЧЕМ.
-- Ситуация в Феодосии -- вопрос не натовский. Ведь это американский корабль.
-- США не согласовывают свои действия с НАТО?
-- Я совсем не в курсе этого случая и не хотел бы его комментировать.
-- Как вы оцениваете эту ситуацию с точки зрения перспектив вступления Украины в НАТО?
-- У нас очень высокий уровень практического сотрудничества с украинскими коллегами в Комиссии Украина--НАТО, а с апреля 2005 года -- в рамках «Интенсивного диалога по членству», позволяющего нам больше узнать о процессе внутренней реформы на Украине, а украинцам -- об обязательствах, накладываемых членством в НАТО. Этот диалог запущен в ответ на четкую позицию президента Ющенко, заявившего в феврале 2005 года в Брюсселе о желании Украины вступить в НАТО. Это украинская инициатива, и продвижение к этой цели зависит от действий Украины по реализации необходимых реформ.
-- Не откажется ли «оранжевая» коалиция, учитывая настроения народа, от идеи вступления в НАТО?
-- Не хочу комментировать внутриполитические события на Украине, где, по оценкам международных наблюдателей, прошли демократические выборы в Верховную раду. Мы довольны, что демократические процессы продолжаются в рамках становления новой коалиции. Инициатива в процессе присоединения к блоку исходит с украинской стороны, и мы ждем формирования нового правительства на Украине.
-- Реализованы ли рекламные цели автопробега по России от Владивостока до Калининграда «Ралли: Россия--НАТО»?
-- Результаты этой амбициозной акции, прошедшей по девяти российским городам, положительные. Я участвовал в мероприятиях в Москве. Но еще не успел поделиться впечатлениями с коллегами, посещавшими Владивосток и Калининград. Важно, что это не чисто натовская, а совместная акция России и НАТО, одобренная министрами иностранных дел Совета Россия--НАТО (СРН) в целях распространения актуальной информации о нашем сотрудничестве. Ведь имидж НАТО в России несколько устарел, да и мало известно об объеме нашего сотрудничества в СРН. Кампания -- первый шаг по повышению информированности россиян.
-- Как вы оцениваете итоги неформального заседания Совета Россия--НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств, состоявшегося 28 апреля в Софии?
-- Дискуссия была конструктивной. Министры пересмотрели объемы сотрудничества в СРН, расставили приоритеты, утвердили стратегические темы, а также общие принципы СРН. Откровенный разговор затронул разные темы: Афганистан, Балканы, ситуация в Белоруссии. К согласию пришли не во всем, но мнения прояснились.
-- Что тормозит сотрудничество Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с НАТО, давно предлагаемое Россией?
-- Министр Лавров поднимал вопрос сотрудничества ОДКБ-НАТО и предложил участие натовских стран в ежегодном учении ОДКБ «Канал» в Центральной Азии. Но неясно, что подразумевается под установлением официальных контактов между НАТО и ОДКБ. Ведь у нас уже есть формальные каналы и механизмы сотрудничества не только с Россией, но и со всеми государствами -- членами ОДКБ. Есть и многостороннее сотрудничество в рамках СЕАП (Совет евроатлантического партнерства), есть и возможности двусторонних отношений в рамках программы «Партнерство ради мира». Также имеется возможность для всех шести государств -- членов ОДКБ внести свои предложения о сотрудничестве в рамках СЕАП. Но таковые не поступали.
Представители ОДКБ дважды приглашались провести брифинг о своей организации на заседании СЕАП. В 2004 году это сделал председательствовавший в ОДКБ Казахстан и в 2005 году -- председательствовавшая Россия. Но думаю, что члены нашего альянса пока не видят преимущества создания дополнительной структуры сотрудничества -- именно между НАТО и ОДКБ.
-- Смущают межгосударственные вопросы?
-- Практические проблемы. Например, различаются уровни сотрудничества между альянсом и отдельными государствами -- членами ОДКБ. Так, с Белоруссией у нас нет базового соглашения об обмене секретными данными. Это серьезное препятствие для сотрудничества.
|