|
|
N°97, 06 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергетический эгоизм
Минприроды хочет ужесточить доступ иностранцев к российским недрам
Многократные заявления российских чиновников о том, что стратегических месторождений, доступ к которым иностранцев ограничат, будет лишь несколько, оказались пустыми обещаниями. В преддверии июльского саммита «большой восьмерки», главной темой которого станет тема энергетической безопасности, власти приготовили иностранным инвесторам неприятный сюрприз.
Замминистра природных ресурсов Анатолий Темкин, чье ведомство занимается разработкой новой редакции закона «О недрах», вчера рассказал о том, какие месторождения будут признаны в законопроекте стратегическими. Если раньше предполагалось, что стратегическими будут признаны участки с запасами газа в 1 трлн кубометров газа, то теперь, как сообщил замминистра, порог будет понижен более чем десятикратно - до 75 млрд кубометров. Эта цифра абсолютно совпадает со звучавшими ранее предложениями «Газпрома». «Что касается газа, то под категорию стратегических попадут все особо крупные, а также уникальные месторождения», -- заявил г-н Темкин, отметив, что эта норма будет касаться также большинства месторождений остальных полезных ископаемых. Как заявил «Времени новостей» сотрудник Минприроды, сейчас в нераспределенном фонде «десятки таких месторождений», хотя часть из них и не до конца разведаны. Что касается нефтяных участков, то г-н Темкин отметил лишь, что стратегическими станут месторождения с запасами «менее» ранее предполагавшихся 150 млн. тонн. В Минприроды обсуждать новые критерии отказались, однако ранее «Газпром» предлагал считать стратегическими месторождения с запасами в 60 млн тонн нефти.
Говоря о сроках внесения законопроекта в Госдуму, г-н Темкин вчера отметил, что документ «практически готов, последние доработки заключаются в согласовании критериев стратегических месторождений». Впрочем, в этом состоянии законопроект находится вот уже последние полгода. «Мы перестали штурмовать процесс рассмотрения законопроекта -- ставка настолько высока для страны, что нельзя сделать ошибку», -- добавил чиновник.
Понимание ошибок в энергетической политике в России и на Западе сильно различается. Если российские власти считают главной ошибкой «распродажу по дешевке» нефтяных компаний в середине 1990-х, то на Западе чаще обращают внимание на другое - во-первых, критикуют Москву за использование энергетического фактора в политических целях, а во-вторых, указывают на закрытость газо- и нефтедобычи для иностранных инвестиций на фоне недостатка собственных.
Вынося тему энергобезопасности на обсуждение «восьмерки», в Москве сформулировали красивую идеологему: «Энергетический эгоизм не окупается». В подтексте - потребитель энергоресурсов должен делить риски, которые несет производитель этих ресурсов. Об этом вчера говорил на открытии Международного газового форума в Амстердаме российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. «Все очень остро чувствуют фактор энергетической безопасности и пытаются в поисках «эффективного» управления рисками закрыться. В любом случае в современном мире ставка на эгоизм - тактика слишком рискованная», -- заявил министр и подчеркнул, что ни одна страна мира, вне зависимости от уровня экономического развития и от развитости рыночных механизмов, пока не отказалась от применения мер протекционистского характера. «Возможность взаимопроникновения во все звенья энергетической цепочки требует корректировки дисбаланса в распределении рисков. Следует отдавать отчет, что концентрация всех рисков на стороне поставщика, в конечном счете, не способствует безопасности поставок», -- сказал министр.
В выступлении Виктора Христенко ничего не говорилось о российских «попытках закрыться» и о том, насколько увеличиваются «риски на стороне поставщика» в случае России, если она решает самостоятельно разрабатывать все свои сколько-нибудь значимые месторождения. И это понятно: информация о новых критериях «стратегичности» месторождений никого в Амстердаме не обрадовала бы. Как не обрадует она и партнеров России по «восьмерке».
Основным идеологом новой редакции закона «О недрах», как известно, стал министр природных ресурсов Юрий Трутнев, который занялся этим проектом сразу после своего назначения на должность в марте 2004 года. Через год документ был внесен в правительство, которое одобрило его и отправило на рассмотрение Думы. Однако накануне первого чтения проект был отозван, после чего надолго увяз в кабинете министров. Отметим, что первоначальная редакция документа была весьма лояльна к иностранным недропользователям, хотя определенные ограничения для них все же вводились.
Как объясняли чиновники необходимость отзыва законопроекта, в документ было необходимо внести критерии определения стратегических месторождений. Предполагалось, что это будут участки, запасы которых по газу превышают 1 трлн кубометров, по нефти - 150 млн тонн, по золоту - 700 тонн, по меди - 10 тыс тонн. Сейчас в нераспределенном фонде всего пять таких месторождений - газовое Чаяндинское, нефтяные им.Требса и им.Титова, меди -- Удоканское и золота -- Сухой Лог. Участие в этих проектах иностранцев предлагалось ограничить -- они смогли бы претендовать на разработку этих недр только создав СП с российской компанией, доля которой должна быть не менее 50%.
Считалось, что список станет исчерпывающим. Еще весной прошлого года помощник президента Игорь Шувалов после встречи Владимира Путина с главой ВР лордом Брауном говорил: «Таких (стратегических. - Ред.) месторождений в стране будет шесть-семь, а других -- сотни и тысячи».
По мере того как законопроект кочевал по органам власти, г-н Трутнев постепенно сдавал позиции. В частности, в документе появился пункт, который предусматривал, что в случае, если иностранная компания в ходе геологоразведки открывает месторождение, запасы которого соответствуют стратегическим, то должна передать 50% в проекте российскому холдингу. Через некоторое время стало известно и о другой новации: ранее г-н Трутнев обещал, что в новый закон не будет предусматривать конкурсы - только аукционы. Однако в марте министр признался, что по решению правительства, «в исключительных» случаях, конкурсы все же могут проводиться.
По мнению экспертов, поправки, внесенные в законопроект в течение последних месяцев, лоббируют государственные «Газпром» и «Роснефть». Вопрос о принятии документа несколько раз выносился на совещания у Владимира Путина, однако до сих пор до конца не решен. Очевидно, что снижение порога для определения стратегических месторождений - очередная уступка оппонентам г-на Трутнева. Еще в прошлом году глава управления геологоразведки «Газпрома» Александр Райкевич заявил, что его концерн в целом поддерживает закон «О недрах», но настаивает на некоторых принципиальных изменениях. В частности, создании федерального фонда месторождений, право на разработку которых будет распределяться исключительно по решению правительства. По словам представителя концерна, в этот фонд должны быть включены все месторождения нефти с запасами более 60 млн тонн и все газовые - с запасами более 75 млрд кубометров.
Предполагалось, что вчера с прессой будет общаться сам г-н Трутнев, однако к журналистам вышел его заместитель г-н Темкин. По словам сотрудников МПР, министру пришлось уехать в Санкт-Петербург на заседание назначенной на сегодняшний день морской коллегии, и только этим объясняется произошедшая замена спикеров.
Г-н Темкин также заявил, что в перечень стратегических могут быть включены месторождения никеля: «Сейчас мы рассматриваем возможность включения в перечень стратегических месторождения с запасами никеля. Однако пока этот вопрос находится в стадии проработки». Он не уточнил, какие месторождения имеются в виду. Как позднее сообщил Интерфакс со ссылкой на источник на рынке, речь идет только месторождениях, находящихся в нераспределенном фонде. Однако пока никаких объявленных перспективных площадей со значительными запасами никеля нет. Крупнейшее на сегодня в России и второе по запасам в мире никельсодержащее месторождение Талнах разрабатывается ГМК «Норильский никель». Эта же компания заявляла о намерениях провести разведку на флангах Талнаха и «открыть второй Талнах». Вместе с тем эксперты по геологии скептически оценивали эту затею, полагая, что месторождений, сопоставимых с Талнахом по запасам едва ли удастся найти в России.
В то же время «Норникель» создал разведочное СП с британо-австралийской Rio Tinto, однако, имея в виду готовящийся закон «О недрах» и положение о «стратегических месторождениях», оставил за собой контрольную долю - 51%. Поэтому даже если СП удастся обнаружить месторождение, подходящее под разряд «стратегических», оно застраховано от риска не получить его в разработку.
Денис РЕБРОВ, Анна ЛАНДЕР, Андрей ДЕНИСОВ