Время новостей
     N°97, 06 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2006
Монополия пряталась в лесу
Железнодорожники привлекли внимание ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усмотрела в деятельности ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) намерение монополизировать перевозки леса. Вчера ФАС рассмотрела дело о преференциях, которые РЖД оказывала созданному в прошлом году ООО «Транслес». Поскольку природу хозяйственно-правовых связей между РЖД и «Транслесом» в ходе заседания выяснить не удалось, рассмотрение отложено до 26 июня.

Как рассказали «Времени новостей» в пресс-службе ФАС, непосредственным поводом для разбирательства стали обращения двух частных транспортных компаний. Разбирая их жалобу, ФАС выяснила, что РЖД передала в аренду ООО «Транслес» 80% имеющихся у железнодорожной монополии универсальных платформ, оборудованных для перевозки леса. После этого, по версии ФАС, «Транслес» «стал принуждать грузовладельцев заключать договоры на перевозку». Это увеличило стоимость перевозки на 20--30%. ФАС считает, что «действия ООО «Транслес», по сути, являются скрытым от Федеральной службы по тарифам (ФСТ) повышением цен, а искусственный дефицит платформ ограничивает грузоотправителей в их праве на выбор вагонов».

Но вынесение окончательного решения пришлось перенести на 26 июля, так как на вчерашнем заседании ФАС приглашенные туда представители ОАО «РЖД» «не смогли пояснить, входит ли ООО «Транслес» в группу лиц железнодорожной монополии, и изложить позицию компании по существу дела».

В свою очередь в пресс-службе РЖД «Времени новостей» сообщили, что в капитале «Транслеса» монополия не участвует. Назвать владельцев ООО она не смогла. «Мы действительно передали им в аренду 80% платформ, -- подтвердила сотрудница РЖД, -- но сделали так исключительно потому, что «Транслес» предложил наиболее выгодные коммерческие условия». Претензии ФАС по поводу давления на грузовладельцев в РЖД считают беспочвенными. Железнодорожники полагают, что поводом для таких претензий стали телеграммы РЖД начальникам железных дорог, в которых рекомендуется «оказывать содействие» «Транслесу», «наладить технологическое взаимодействие» и «соблюдать сроки поставок». По мнению представителя железнодорожной компании, «эти телеграммы носят чисто технический характер» и «точно такие же РЖД направляет по поводу многих других фирм».

Следует отметить, что если сейчас «Транслес» и не входит в число дочерних фирм РЖД, то в будущем такое вхождение вполне вероятно. Когда ООО «Транслес» формировалось в конце прошлого года, руководство РЖД сообщало, что предполагает создание на его базе дочерней компании в форме открытого или закрытого акционерного общества. Причем оплатить вклад РЖД в уставный капитал нового АО планировалось именно платформами, оборудованными для перевозки леса.

Согласно информации, которую распространил о себе вчера «Транслес», ООО эксплуатирует сейчас 5000 единиц подвижного состава, а к середине 2006 года планирует увеличить парк арендованных платформ до 6500. Претензии ФАС в компании вчера не комментировали.

Михаил КУКУШКИН