|
|
N°98, 07 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коллективная безответственность
В России нарастает общий кризис доверия
Занимаясь теоретическими вопросами и практическими проблемами развития корпоративной социальной ответственности (КСО) в России, мне постоянно приходится сталкиваться с категорией «доверие». Приведем определение, которое наиболее близко к сути рассматриваемой здесь проблемы: «Доверие есть опора человека, группы или фирмы на добровольно принятое на себя обязательство другим человеком, фирмой или группой признавать и защищать права и интересы всех сторон, участвующих в совместной деятельности или экономическом обмене».
Мировой опыт доказал, что устойчивость любого демократического общества достигается через развитие большого количества формальных и неформальных связей и отношений сотрудничества между тремя основными сторонами любого государства: властью, бизнесом и гражданским обществом. Именно через укрепление и постоянное поддержание этого трехстороннего доверия достигается баланс политических и экономических интересов, позволяющий стране нормально развиваться. При этом крайне важны равноправность и уважение интересов всех сторон. Единственный арбитр этих взаимоотношений в случае противоречий и конфликтов -- Его Величество Закон, что, естественно, подразумевает независимость и объективность суда. Но в данной статье не об этом. Всем непредвзятым наблюдателям в России давно уже очевидно, что судебная реформа, как и административная, при заявленных правильных и благородных целях так и не состоялись, не были доведены до конца и фактически провалились.
Но вернемся к доверию и его связи с социальной ответственностью. О них, кстати, было недавно сказано в послании президента РФ Федеральному Собранию, где он отметил «низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу». И далее: «...и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития -- коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса (курсив наш. -- Ред.), и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ». Абсолютно правильная постановка вопроса, не так ли?
Но меня поначалу смутило одно следующее обстоятельство. Социальная ответственность власти и бизнеса вообще-то категории абсолютно разные. Власть отвечает за надлежащее использование бюджета, реализацию государственных программ и проектов, за социальное обеспечение, за внедрение таких прозрачных процедур в распределении госзаказов, лицензий, разрешений и субсидий, при которых коррупция была бы в принципе невозможна и т.д. Социальная ответственность бизнеса совсем в другом: производить качественную и безопасную продукцию, нужную обществу, за которую оно готово платить справедливую (рыночную) цену, уплачивать налоги, платить достойную заработную плату своим работникам, соблюдать экологичность производства... Кроме этого, социальная ответственность бизнеса часто и обычно имеет еще и добровольную составляющую, выражающуюся в его деятельности по реализации социальных и благотворительных программ для местных сообществ, поддержке различных государственных проектов в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.
Таким образом, в принципе социальная ответственность власти и бизнеса по своей сути разные. Поэтому и ответ перед обществом они должны держать раздельно, и оценку доверия к себе получать в "индивидуальном" порядке.
Что же происходит в России? Ведь президент вряд ли оговорился, объединив вопросы доверия и социальной ответственности бизнеса и «отдельных институтов государственной власти». Разберем лишь один пример, который за последние полгода превратился в «кошмар на улице Вязов» для власти и для строительного бизнеса. Речь идет о несчастных дольщиках, которых обманули в той или иной степени строительные компании. По последним сведениям, этих обманутых по всей стране уже около 200 тыс. человек. Чья эта ответственность -- бизнеса или власти?
Разобраться в этом крайне важно. С одной стороны, налицо непосредственный обман со стороны бизнеса. С другой -- ведь именно муниципальные власти выдавали лицензии и разрешения на основании «открытых тендеров» этим компаниям на строительство жилых домов. Здесь же не просто «заявительная регистрация». Следовательно, этот уровень власти несет свою очень существенную долю ответственности -- за предоставленные разрешения и отсутствие постоянного контроля за деятельностью этих горе-строителей. Региональные и федеральные власти также несут свою долю ответственности, поскольку установление общих правил игры все же за ними. Почему федеральная законодательная и исполнительная власти не сделали надлежащих выводов из пирамид 90-х годов? Ведь аналогия «долевого финансирования» здесь абсолютная. Одно дело, когда частное лицо покупает акции предприятия, прекрасно осознавая, что это его личный риск, поскольку никто не отвечает за удачное использование его денег, кроме предпринимателя, в которого он поверил. И совсем другое дело -- вложение средств, причем немалых, в частное жилищное строительство фирм, которые получили разрешение властей на эту деятельность.
Налицо не только экономическая, но и политическая проблема. К тому же кого обманули? Только-только нарождающийся средний класс -- наемных квалифицированных работников или представителей малого бизнеса в основном. Ведь богатые в нашей стране покупают себе уже готовое жилье. А если даже и финансируют строительство, то их контроль будет почище любого государственного.
За годы нынешней власти мы только и слышим об укреплении ее вертикали, о наведении порядка в стране. Но вот таможня на шестом году «слилась в экономическом экстазе» с соответствующим бизнесом и криминалом. Уже никого не удивляют факты нецелевого использования бюджетных средств, а откаты вообще прочно вошли в практику. Министры экономического блока в открытую не доверяют средства для развития так необходимой инфраструктуры, так как знают, что большую их часть разворуют, а это инфляция. А за это президент и с работы может снять... Ведь у нас везде своя маленькая и немаленькая региональная или местная монополия. Везде законодатели и чиновники явно или через подставных лиц занимаются своим бизнесом -- с соответствующим «благоприятным климатом» для своих.
Чиновник, а не закон решает сегодня, какому бизнесу жить, а какому погибать. Малый бизнес работает в постоянной осаде проверяющих и регистрирующих органов. Честный бизнес, не дающий взяток, обречен. А суды, если что, выносят решения, как правило, в пользу «наезжающих» чиновников. Разрыв между богатыми и бедными достиг уже по всем международным стандартам опаснейшего уровня. В стране, где за чертой или у черты бедности живет около трети населения, количество миллиардеров почти сравнялось с их коллегами в США. А в США эти состояния, кстати, создавались столетиями.
Так что же происходит? Почему такая степень безответственности? Главная причина -- чудовищная коррупция и отсутствие общественно-политического контроля за «экономическим экстазом» власти и бизнеса. Чиновничья вертикаль, количественно увеличившаяся за последние годы с 500 тыс. до 1 млн 460 тыс., не может и не будет себя контролировать. Стране необходимо возвращение реальной политической оппозиции и общественного контроля. Только такое «око» заставит бюрократию постоянно бояться разоблачения своих коррупционных связей.
Доверие населения, а теперь все больше и негосударственного бизнеса к власти, стремительно падает. И никто уже не верит сладкоголосым государственным (или формально негосударственным) телеканалам, которые постоянно говорят о конструктивных и адекватных мерах, принимаемых властями. Не надо заблуждаться. Люди очень хорошо ощущают разницу между объективным информированием и пропагандистской машиной сегодняшнего ТВ по советскому образцу. И даже наиболее демократичные передачи уже не помогают: несмотря на абсолютное большинство в них «говорящих государственных голов», становится все очевиднее разница между тем, что они говорят, и что на самом деле происходит в стране.
Кризис доверия в стране нарастает. Экстремизм всех мастей и направлений тоже. Разочарование и нарастающее недовольство активной части населения несправедливостью установленных новых порядков ничуть не ниже конца ельцинского правления. У руководства страны еще есть время на восстановление полнокровной демократии с ее эффективной системой «сдержек и противовесов». С реальным каждодневным контролем над теми, кто качает свою административную ренту, да и теми, кто ее обеспечивает в денежном выражении. Но надежд на это все меньше. И отдельные показательные «посадки» чиновников нашей беде не помогут, лишь подчеркнут их выборочность. Шагреневая кожа доверия тает на глазах...
Алексей КОСТИН, кандидат экономических наук