Время новостей
     N°96, 05 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2006
Иного не дано
Владимир Путин: Односторонних уступок на энергорынке не будет
Доклад Хавьера Соланы готовился в обстановке полного взаимопонимания с Москвой. Это во всяком случае следует из комментариев Владимира Путина, сделанных в пятницу на встрече с главами крупнейших информагентств стран «большой восьмерки». Когда разговор перешел на тему энергетики, президент России заметил: «Только что на саммите Евросоюза мы очень откровенно, что мне понравилось, по-товарищески и даже по-дружески обсуждали все эти дела».

Складывается впечатление, что по мере приближения саммита «восьмерки» Запад вопреки ожиданиям проявляет готовность вслушиваться в аргументы Москвы в сфере энергетики. Только ленивый не обвинял Кремль в использовании «Газпрома» в качестве политического инструмента в рамках СНГ. Владимир Путин, в очередной раз излагая свои подходы, признал: субсидировать украинскую экономику за счет низких цен на энергоносители можно только из политических соображений. И если западные правительства считают нужным, они могут делать это за счет собственных налогоплательщиков. И все тут же встало на свои места, поскольку заявления о сугубо экономической мотивации раньше звучали лицемерно.

«Наши западные друзья очень активным образом поддержали «оранжевые» события на Украине. Что там происходит все это время, мы прекрасно видим. Есть много проблем, с которыми столкнулась страна. Но если вы хотите дальше поддерживать все, что там происходит, вы за это заплатите. Почему мы должны за это платить? Всем хорошо известно, что Россия на протяжении последних 15 лет в объеме 3--5 млрд долл. ежегодно субсидировала украинскую экономику. Ежегодно, хочу это подчеркнуть. И каждый год мы ставили вопрос о том, что нам нужно выходить на европейский способ ценообразования», -- сообщил российский президент.

«Вот вы представляете информационное агентство из Германии, -- обратился Владимир Путин к главе агентства DPA Мальте фон Трота. -- Почему потребители в Германии должны платить 250 долл. за тысячу кубов, а в Украине -- 50? Если уж вы хотите сделать такой подарок Украине, заплатите за него. Почему же вы желаете, чтобы эти подарки делали мы? Возьмите эти три-пять миллиардов, выньте из кармана налогоплательщиков Германии и объясните им, что это целесообразно по таким-то и таким-то соображениям. Мы ничего против не имеем. Платите деньги».

Г-н фон Трота не выразил готовности «вынуть» миллиарды и подарить их Украине. Трудно ему -- да и другим участникам встречи -- было что-либо возразить и на слова г-на Путина о необходимости соблюдения принципа взаимности в доступе к ресурсам и энергетической инфраструктуре. Президент стразу расставил точки над i: «Что касается доступа в наши энергетические системы. Хочу подчеркнуть, что это наши энергетические системы. Транспортные возможности созданы на российские средства, а недра принадлежат российскому народу».

И президент привел логику, в которой, судя по всему, «по-товарищески и даже по-дружески» убедил несколько дней назад руководство Евросоюза на сочинском саммите: «О чем идет речь, когда нас пытаются убедить ратифицировать Энергетическую хартию и дополнительные соглашения? Речь идет о доступе к двум инфраструктурам: к инфраструктуре добычи и к инфраструктуре транспорта, прежде всего к нашим магистральным трубопроводам. Это вроде бы обоюдное, взаимное решение. Но, естественно, у нас возникает вопрос: хорошо, мы наших партнеров допускаем в инфраструктуру добычи и транспорта, а вы нас куда допустите? Где те месторождения, куда мы сможем прийти? Их просто нет. Это, по сути, одностороннее решение России». Приведя «хороший пример сотрудничества» с немецким концерном BASF («Газпром» предоставил ему долю в проекте освоения Южно-Русского месторождения в обмен на долю в компании Wingas, которая реализует на германском рынке порядка 11 млрд кубометров газа), Владимир Путин подчеркнул: «Но односторонних решений не будет».

Председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, общавшийся в пятницу же с иностранными журналистами, признал, что «защитная реакция» европейских стран в ответ на зарубежную экспансию российского концерна была абсолютно естественной. «Считаю, что абсолютно закономерно, что другой реакции и трудно было ожидать. Раньше "Газпром" был самой недооцененной компанией, однако когда ситуация изменилась и "Газпром" сумел выстроить эффективную экспортную политику, то появление хорошо структурированного игрока на рынке не могло не вызвать подобной реакции", -- сказал первый вице-премьер. Г-н Медведев подчеркнул, что «Газпром» считает приемлемым только язык переговоров и экономических аргументов, а не угроз: «Это не значит, что мы хлопнем дверью и уйдем (в ответ на критику. -- Ред.). Мы останемся на рынке, будем досконально исполнять свои обязательства и будем плодотворно сотрудничать с другими странами».

Дмитрий Медведев призывает не опасаться продвижения «Газпрома» в глубь европейского газового рынка и ближе к конечным потребителям. С его точки зрения, обмен доли в Южно-Русском месторождении на газораспределительные активы BASF ведет к укреплению энергобезопасности Европы, тем более что обмен активами является «самой крепкой формой партнерства». «Если «Газпром» входит внутрь активов в Европе, это не должно пугать европейских потребителей и компании. Потому что когда ты сидишь внутри, то ты думаешь о том, как укреплять, а не разворачивать поток товара в другом направлении. Тут уже нет другого пути», -- пояснил г-н Медведев.

Иван ГОРДЕЕВ