|
|
N°97, 06 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ссылка в Азию
На американских картах Россия не является частью Европы
Если верить карте 2006 года, Россия больше не Евразия. На продаваемых в Соединенных Штатах Америки картах мира (не на всех, но тем не менее на продаваемых) Российская Федерация -- часть Азии, и только Азии. Граница Европы на них проходит по западной границе РФ.
Пока идут разговоры-переговоры о передвижении границ Косово, Абхазии, Южной Осетии и других проблемных территорий, границы уже передвинуты. Тихо и незаметно. И не какие-нибудь, а европейские. И не какого-нибудь там Люксембурга или Княжества Монако -- при всем моем уважении к этим суверенным государствам, -- а России. Страны, согласитесь, немаленькой и в обиду себя никому не дающей. И не на парочку километров, а этак на пару тысяч к востоку от западных ее рубежей.
«Как такое возможно? -- спросите вы. -- Не первоапрельский ли это розыгрыш?»
Не розыгрыш, дамы и господа. И даже не глупая шутка. И, кроме того, несмотря на передвижку границ, происходящую на территории России, граница страны осталась в целости и сохранности. И никто на нее не покушается. Хотя границы и передвинуты.
Все очень просто.
Купил я обыкновенный еженедельник в обыкновенном американском магазине. В начале еженедельника написано: Bobley-Harmann Corporation. А в конце приведена всяческая небесполезная информация. И карты частей света -- для сведения. Так вот: на картах частей света граница между Европой и Азией проходит совсем не по Уралу. А по западной границе России. После чего Россия перестала быть частью Европы. Отныне Российская Федерация -- часть Азии, и только Азии.
Вообще если бы какой-нибудь простодушный невежда впервые и ничего не зная о политической географии взял в руки глобус, то, по правде сказать, естественную линию между Европой и Азией он бы провел не по Уралу. В самом деле на юге Европа кончается у Босфора. В который упирается, потому что с другой стороны пролива -- древняя Анатолия (ныне Турция), бесспорная часть Азиатского континента. Поэтому ничего не знающий о геополитике Митрофанушк, естественно, провел бы границу Европы от Дарданелл прямо на север, грубо говоря, по Днепру. То есть приблизительно там, где ее провел на прилагаемых карте Европы (без России) и карте Азии (в которую включена вся Россия) неизвестный картограф.
Так-то оно так, да не так. Все-таки мы ведь со школы учили: Россия -- великая евразийская держава. И на всех картах вроде бы граница по Уралу проходила. Хотя изданных в Европе карт мы вроде немного видели, но вроде бы все соглашались и никто не оспаривал, даже (как говорили при Сталине) империалисты-людоеды, даже враги: Советский Союз -- держава, раскинувшаяся на два континента. Между которыми граница -- Урал. Там даже столб такой есть: справа Европа, слева -- Азия.
Что это? Провокация? Slip of the pen дизайнера маленького издательства? Особое мнение какой-то картографической фирмы, являющейся первоисточником прилагаемых карт? Или чье-то указание свыше? И как в таком случае должно поступать российское министерство иностранных дел? Когда на картах изображают Тайвань как независимую страну, Китай немедленно заявляет решительный протест. Даже если независимый Тайвань изображен на коробке с хлопушками. А тут... право, не знаю. Границы страны ведь никто не передвигал. Границы Российской Федерации остались где были -- передвинули континент. Границы же континентов суверенными не являются. Они вроде бы не являются предметом никаких международных соглашений и договоров. Дело вроде бы географическое, а не политическое.
Только вот ведь какое дело: если Россия не европейская страна, то и ее участие в европейских форумах ставится под вопрос. Это становится такой же особой проблемой, как, например, включение в Европейский союз помянутой выше Турции. Тихо и незамысловато.
На следующий же день после того, как Борис Ельцин со товарищи в беловежской пуще распустили Советский Союз, Ричард Никсон публично воскликнул:"Наконец-то Россия ушла из Европы!" Кажется, эти сказанные под влиянием эмоций слова начинают приобретать реальные очертания. Причем не только политические, но и географические.
Говоря по совести, Россия и мы с вами, люди русской культуры и выучки, ведем себя ... как бы это поаккуратнее выразиться?.. не стопроцентно по-европейски. Нас с вами сразу можно отличить от шведов и португальцев не только на приеме в Букингемском дворце, но даже в пабе какого-нибудь Ливерпуля. Нам мила молодецкая удаль и непредсказуемость. Нашим широким и вольным душам органично противны все эти "цирлих манирлих" и галстуки, которые надо завязывать под пиджаками. То есть положа руку на сердце мы с вами все-таки не совсем Европа.
Ежели посмотреть на глобус, то что бы ни говорили и как бы ни пудрили мозги так называемые глобалисты, каждому, у кого есть глаза, ясно: мы глобалистичнее всех! И не только на карте, но и в душе. Потому что, если по-честному, Европа нам с вами мала. Тесно нам с вами в Европе, как тесен фрак любого размера. Мы никогда не преступаем законы, не потому, что стараемся единообразно блюсти их, как европейцы, а потому, что живем по ту их сторону: и индивидуально, и коллективно. И европейской свободы нам недостаточно, потому что свобода от свободы нам дороже всякой свободы. Нам душно соблюдать правила хорошего тона, делающие свободных людей солдатами на плацу цивилизации, быть политкорректными и экономически легитимными.
Вне родного русского сверхвольного воздуха мы задыхаемся, как если бы нас забросили на Эверест. Но все-таки так сразу взять и вычеркнуть нас из Европы? Тихо и незамысловато? Без всяких международных конференций? Без серьезных предупреждений и дипломатических нот? Без согласований и компромиссов? А одной линией, которую на карте провел запрограммированный на это компьютер или безвестный картограф? Одним, как говорится, росчерком нас, непобедимых и легендарных, попереть из Европы? Это не по-европейски!
Впрочем, Америка не Европа. В этом все дело.
Замечу, кстати, что упомянутый еженедельник поступил в печать за несколько месяцев до того, как президент и вице-президент США сделали первые резкие заявления в отношении России. Есть ли какая-либо корреляция между этими двумя событиями? Едва ли. Но карта есть карта. Не знаю, с какого оригинала она сделана. Поверить в то, что в издательстве пусть дорогого, но все же всего лишь еженедельника на английском языке карту Европы и Азии перекраивали специально для нас с вами, крайне трудно. И даже в то, что художник издательства собственноручно карты Европы и Азии рисовал, а не скопировал одним нажатием пальца с какого-нибудь авторитетного первоисточника. В самом деле: к чему им суды и проблемы, в этом еженедельнике?
В таких справочных разделах всегда публикуют сведения стопроцентно проверенные. Да и картографическим фирмам, даже самым известным, напрашиваться на проблемы, не относящиеся к бизнесу напрямую, обычно совсем не хочется: не их это ума дело -- границы переносить.
Но тогда как же это понимать? И главное: что же из этого воспоследует? Будет ли (как говорили при коммунистах, по материалам этой статьи) собрана международная научная конференция по определению границ континентов? Будет ли по поводу переноса границ континентов по территории России назначено заседание Думы и кабинета министров, состоится ли особая встреча в кабинете у президента, будут ли предприняты дипломатические шаги? Будет ли решено вести непримиримо наступательную политику в этом вопросе? Как отнесутся к тому, что Россия стала сплошной Азией и не включена в карту Европы, российские правительство, парламент и Министерство иностранных дел? Решать не только не мне, но даже и не нам с вами, а тем, кто на это уполномочен. Данной статьей я лишь привлекаю внимание к внезапно -- как снег на голову! -- возникшей проблеме. Считая это своим общечеловеческим долгом.
Юрий МАГАРШАК, профессор, Нью-Йорк