|
|
N°189, 15 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В деле Ту-154 поставлена точка
В трагической истории гибели самолета Ту-154М с бортовым номером RA-85693 авиакомпании «Сибирь» в минувшую субботу была поставлена точка. Министр обороны Украины Александр Кузьмук и командующий войсками украинской ПВО Владимир Ткачев наконец признали то, что российская Государственная комиссия по расследованию причин этой катастрофы знала если не на второй, то уж точно на третий день, -- лайнер был сбит ракетой, выпущенной во время учений сил ПВО Украины на полигоне Опук.
А днем раньше, в прошлую пятницу, это же признал и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. На совместной пресс-конференции с председателем госкомиссии, секретарем Совета безопасности России Владимиром Рушайло он, сгорая от стыда, заявил: «Слишком многое подтверждает, что самолет был непреднамеренно поражен ракетой С-200...» Двадцатью часами ранее, в четверг, в том же зале администрации города Сочи, на точно такой же пресс-конференции г-н Марчук пытался убедить журналистов в том, что доказательств в пользу «ракетной» версии собрано недостаточно. Но известно, что за два десятка часов, прошедших между двумя пресс-конференциями, на месте катастрофы в Черном море ничего больше не нашли. Ничего нового не прибавили к своим заключениям и эксперты, изучившие все обнаруженные обломки самолета. Поэтому можно предположить, что аргументы, окончательно убедившие Украину, были найдены не экспертами.
Итак, теперь абсолютно точно установлено и доказано, что самолет Ту-154, совершавший 4 октября рейс №1812 по маршруту Тель-Авив--Новосибирск, был сбит ракетой мобильного зенитного комплекса С-200 ПВО Украины. Как заявил в прошлую субботу в Сочи г-н Рушайло, есть объективные свидетельства того, что лайнер летел, строго придерживаясь указанной высоты, по международной воздушной трассе Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе и временные. Никаких отклонений от курса не было. В 13.40 самолет вошел в зону, контролируемую Северо-Кавказским центром управления воздушным движением «Стрела». А в 13.41 с крымского полигона Опук, на котором в тот момент проходили учения сил ПВО Украины, был произведен пуск ракеты С-200. От ракетного комплекса до самолета было около 240 километров.
Когда Ту-154 проходил траверз Туапсе на удалении 145 километров от берега, над ним, примерно в 15 метрах, прозвучал взрыв -- сработал ракетный боезапас. Поражающий элемент ракеты -- масса семимиллиметровых стальных шариков -- образовал смертоносное облако диаметром 30 метров. Эта шрапнель буквально изрешетила самолет. Мгновенно погибло большинство пассажиров, погибли командир воздушного судна Евгений Гаров и штурман Константин Ревтов. Уцелевшие при взрыве жили еще несколько секунд, потом всех убил резкий перепад давления (самолет находился на высоте 11 тысяч 120 метров). В момент падения обломков в море все 66 пассажиров и 12 членов экипажа были уже мертвы.
Точное время трагедии -- 13 часов 45 минут 4 секунды. В этот миг второй пилот корабля Борис Левчугов попытался выйти на связь с землей, но в эфир улетел только его предсмертный крик.
Теперь на Украине создана своя межведомственная комиссия, которая будет выяснять, как такое могло произойти и кто конкретно виноват.
Игорь ГЛАНИН, Сочи