Время новостей
     N°96, 05 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2006
Судья для прокурора
За что Путин уволил Устинова
Газета "Время новостей" решила узнать у политиков и политологов, зачем отставили генерального прокурора Владимира Устинова и к чему это приведет.



"Эта отставкв окажет определенное влияние на работу прокуратуры России" Владимир ПЛИГИН, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат фракции «Единая Россия»:

-- Российская государственность проходит стадию нового формирования, и функционирование ее систем часто привязано к личности более чем в других странах, поэтому кадровые решения исключительно важны. То решение, которое принял для себя генеральный прокурор России Владимир Васильевич Устинов, несомненно, окажет определенное влияние на работу прокуратуры России.

Важно, чтобы эта исключительно значимая правоохранительная структура продолжила в стабильном режиме осуществлять те функции, которые ей отведены в рамках проведения уголовно-правовой политики. В частности, в сфере борьбы с коррупцией. Также очень важно, чтобы эти функции осуществлялись не путем каких-то чрезвычайных «кампаний», а -- мы это можем себе в настоящее время позволить -- были элементом той повседневной работы, которую призвана делать любая правоохранительная машина.

Владимир Васильевич Устинов -- личность неординарная. Хочется пожелать ему успехов в новых направлениях работы.

"Новый генпрокурор получит площадку для претензий на позицию приемника"

Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы:

-- За отставкой Владимира Устинова я вижу несколько причин. Во-первых, я вижу за этим отражение борьбы различных групп влияния внутри Кремля. И вывод Устинова из системы политического влияния усиливает позиции одних и ослабляет позиции других высших чиновников, которые выражают разные подходы по теме преемника. Во-вторых, возможно, Устинову поступил новый «заказ» на «оборотней». И бывший генеральный прокурор просто увяз в теневой межведомственной войне за верный выбор в вопросе «жертвоприношения». Наконец, не все получается у власти с темой «угрозы фашизма», которая разрабатывается под грядущую избирательную кампанию. Не так легко найти в нашей стране фашизм, который несвойственен России. Не так легко склеить и своих оппонентов, оппозицию, с фашистами. В связи с этим, думаю, под новый избирательный цикл готовится и тема «активной борьбы с коррупцией» как одна из основных. И Генеральная прокуратура станет на поле публичной политики серьезным игроком. В связи с этим я рассматриваю уход Устинова и как освобождение хорошего места для публичной работы какого-то нового лица, которое более умело поставит Генеральную прокуратуру на службу PR-задачам. А ее руководитель получит площадку для претензий на позицию преемника.

"Перестановки происходят в связи с некими интересами - выборными,кадровыми,финансовыми,семейными"

Сергей ИВАНЕНКО, первый заместитель председателя партии «Яблоко»:

-- Сказать, что послужило отставкой Устинова, очень сложно. Ответ на этот вопрос знает только один человек -- президент Путин. Шла какая-то внутренняя борьба, и отставка генпрокурора стала следствием разборки внутри правящего класса. Не было высказано внятных причин отставки. В гражданском обществе отставки такого рода фигур должны сопровождаться объяснением причин, почему это произошло. Примерно в такой же манере -- в манере домыслов и слухов -- идет сейчас обсуждение кандидатур на этот пост. С моей точки зрения, обсуждение должно быть публичным и открытым, поскольку деятельность генпрокурора в нашей стране касается буквально каждого человека. Но осуждение происходит в византийской манере, и это говорит о том, что система не меняется. Перестановки происходят в связи с некими интересами -- выборными, кадровыми, финансовыми, семейными.

"Генпрокуратора превратилась в одну из главных крыш, которая прикрывает коррупцию в России"

Виктор АЛКСНИС, депутат фракции «Родина» («Народная воля» -- СЕПР) в Госдуме:

-- Отставка Устинова была очень неожиданной. Можно строить разные гипотезы, но необходимо время, чтобы разобраться в том, что произошло. Я читал комментарии по этому поводу -- они самые противоречивые. Одни говорят, что Устинов пойдет на повышение, другие -- что он уже закончил свою политическую карьеру. Я только могу сказать по своему депутатскому опыту, что Генпрокуратура сегодня превратилась в одну из главных крыш, которая прикрывает коррупцию в России. Совершенно бесполезно писать в Генпрокуратуру какие-либо запросы. Там, видимо, есть список людей, которых можно «сдавать», и тех, кого нельзя трогать. Нас погубят не какие-то «оранжевые революции» или международные террористы, а именно коррупция изнутри сгрызет. Поэтому, если действительно Путин решил бороться с коррупцией, я это буду только приветствовать. Если же отставка Устинова -- это просто замена одного на другого и ничего, по сути, не изменится, значит, всем нам будет плохо.

"Весь силовой блок будет контролировать Медведев"

Алексей МИТРОФАНОВ, депутат фракции ЛДПР в Госдуме:

-- Причина одна -- подготовка к выборам 2008 года. На пост генпрокурора, как мне кажется, придет человек, близкий Дмитрию Анатольевичу Медведеву. По всей видимости, это будет Александр Коновалов либо кто-то другой, кто пойдет в связке с Медведевым. Председателем Высшего арбитражного суда -- а это очень важная фигура -- уже стал близкий Медведеву Антон Иванов, теперь очередь за генеральным прокурором. Таким образом, весь силовой блок будет контролировать Медведев. Идет подготовка к его выдвижению на президентских выборах в качестве лидера «Единой России». По сути, будут три кандидата -- от «Единой России», ЛДПР и КПРФ. Четвертым будет некто независимый. Я думаю, что сейчас идет накопление бюрократической силы, командных рычагов для того, чтобы от «Единой России» выступил весомый кандидат.

"Блестящего будущего для Владимира Васильевича я не предвижу"

Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы «Меркатор»:

-- Рассуждения о том, что Владимира Устинова уволили, чтобы вернуть в большую политику, мне кажутся беспомощными. Потому что тогда была бы другая стилистика увольнения, а не решили бы все за ночь. Также вряд ли бы генпрокурора именно увольняли в отставку, чтобы потом взять обратно, а перевели бы на другую работу. Вот Дмитрия Медведева никто же не увольнял из администрации, он просто ушел на другую работу. В административных играх это очень существенная вещь, в высшем чиновничьем обществе это не принято. Уйти в отставку оскорбительно, унизительно. Если чиновника уважают, его не просто увольняют, а потом берут на другое место, его сразу переводят на другую должность.

Ну и сама реакция в прокуратуре показательна -- там все в панике. Они не знают, что будет дальше, кто их возглавит, кого куда переведут, уволят или отставит. То есть блестящего будущего для Владимира Васильевича я не предвижу. Думаю, он миновал пик своей административной карьеры, теперь его отправят в хорошее спокойное место, подальше от реальной политической жизни.

Уволили потому, что президенту надоело все более очевидное усиление так называемого силового крыла, его независимое поведение. Он привык, что силовое крыло -- это перчатка, надетая на руку президента. И как только эта перчатка начала из себя чего-то представлять, думать о себе слишком много, формировать новые манеры поведения, пришлось перчатку снимать. Очень уж усиливался блок Игорь Сечин -- Владимир Устинов, и Юрий Лужков к ним примкнул. Образовался опасный центр, финансовый, административный и центр активности. К Владимиру Путину кто-то прибежал с челобитной, сказал, что злое дело замыслили...

А вообще уж очень многих обидели эти силовики, про бизнес я уже не говорю. Но по административным понятиям уже стали заниматься беспределом по отношению к губернаторам -- привлекли ни за что ненецкого губернатора Алексея Баринова. Но не столько из соображений справедливости Путин уволил такую крупную фигуру, а из нежелания иметь мощную неформальную группировку исходя из соображений политического баланса.

Вряд ли на освободившуюся должность назначат полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака -- отчасти потому, что президент никогда не делает так, как все предполагают. Когда назначали Фрадкова, никто не подозревал, что будет именно он. Также нельзя оставить без присмотра Кавказ, на котором Дмитрий Козак удерживает ситуацию. Думаю, президент это понимает.

"Президент решил привести группировки в равновесие"

Марк УРНОВ, директор фонда «Экспертиза»:

-- Такое ощущение, что группа, с которой был связан Устинов (я имею в виду заместителя руководителя администрации президента Игоря Сечина), в последнее время стала слишком активно вырываться вперед по влиянию. Была предпринята атака и на Германа Грефа, была начата мощная якобы антикоррупционная кампания, которая добавляла популярности Генпрокуратуре. Президент решил привести группировки в равновесие, убрал Устинова, поскольку никого другого убрать бы не смог. Сечин -- слишком близкая фигура, Фрадков не столь влиятелен. А устранение Устинова -- резкое институциональное ослабление этой группы.

Среди кандидатур называется Дмитрий Козак, но не думаю, что он будет назначен, это была бы слишком резкая атака на группу Сечина, у которого очень накаленные отношения с Козаком. Это не стиль президента -- доводить такого рода борьбу до конца.

"Устинов не справился с обязанностями и попытался перевалить ответственность на президента"

Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

-- Если внимательно почитать выступление г-на Устинова неделю назад на координационном совещании руководителей правоохранительных органов, то оно означало либо заявление об отставке, либо прямое обвинение президента в попустительстве. Он сказал, что организованная преступность проникла во все органы государственной власти, во все регионы. Как такое заявление можно интерпретировать? Либо ты не справляешься с работой, по закону генпрокурор -- координатор борьбы с оргпреступностью, либо ты намекаешь, что президент, который стоит над тобой, не позволяет работать. Владимир Устинов поставил президента перед необходимостью или взять ответственность на себя за такое положение, либо отправить в отставку генпрокурора по любому из двух оснований: либо генпрокурор неправильно излагает ситуацию, что говорит о некомпетентности, либо говорит правду, тогда в течение шести лет, которые он возглавляет прокуратуру, он не справился со своей задачей.

На этот раз вопрос бы поставлен так, что у президента не было возможности откладывать эту отставку, он же не мог принять ответственность на себя. Получалось, что Устинов не справился с обязанностями и попытался перевалить ответственность на президента.

Есть две реальные кандидатуры -- представитель президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, который делает стремительную карьеру (сейчас он полпред и член Совета безопасности; по рангу это даже будет не повышение, а перемещение по горизонтали), а вторая кандидатура -- полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, который считает, что отбыл срок ссылки. Тем более Козак -- бывший прокурорский работник.

Я склоняюсь ко второй кандидатуре, потому что на этой должности нужен человек из другой группировки. Дмитрий Козак склонен к большему соблюдению закона, к меньшим манипуляциям. Тем более прокуратура потерпела слишком много открытых поражений при Устинове.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Дарья ГУСЕВА
//  читайте тему  //  Отставки и назначения в Генпрокуратуре и Минюсте