|
|
N°96, 05 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брюссель умывает руки
Еврокомиссия больше не претендует на монополию в энергополитике стран ЕС
Сенсацией можно считать новые энергетические предложения, которые выносит Еврокомиссия на предстоящий 15--16 июня саммит лидеров стран Евросоюза. Как сообщила в пятницу сетевая газета EUOBSERVER, специальный доклад с пафосным названием «Внешняя политика на службе энергетических интересов Евросоюза» подготовила служба верховного представителя по внешней политике и безопасности ЕС Хавьера Соланы. Этот документ помимо традиционных для последнего времени заклинаний Брюсселя (от укрепления партнерства с Россией и одновременной диверсификации источников энергоснабжения) предлагает неожиданную для еврочиновников идею. А именно признание права стран, входящих в ЕС, на самостоятельную энергетическую политику. Ранее Брюссель категорически настаивал на выработке консолидированной, единственно возможной позиции по выстраиванию отношений с поставщиками энергоресурсов, и прежде всего с Россией.
Москву такая эволюция взглядов Еврокомиссии должна порадовать, ведь она позволяет более гибко и эффективно вести переговорный процесс с крупными потребителями российского сырья, используя механизмы двустороннего сотрудничества с Берлином, Парижем или Римом. Более того, это открывает большую свободу переговорщикам на корпоративном уровне. Тем более что на предстоящей неделе у главы «Газпрома» Алексея Миллера запланирована целая серия двусторонних встреч с главами крупнейших энергетических концернов Европы в рамках стартующего сегодня в Амстердаме Международного газового конгресса.
«Легитимное право каждой конкретной страны-участницы на выстраивание собственных внешних связей для обеспечения безопасности энергоснабжения и выбор внутреннего энергетического баланса не подвергается сомнению», -- говорится в докладе. По данным EUOBSERVER, в одной из ранних версий документа служба г-на Соланы предлагала создать новый общеевропейский орган, «инструмент» для мониторинга ситуации с поставками энергоносителей, который позволил бы Брюсселю заблаговременно принимать экстренные меры в кризисных ситуациях, подобно произошедшей с поставками газа из России в январе этого года. В итоговом варианте доклада, который сейчас выносится на суд европейских стран, эта идея отсутствует. Судя по всему, эти позитивные для Москвы изменения в подходах связаны с недовольством ряда европейских правительств, прежде всего Германии и Франции, диктаторскими замашками Брюсселя в сфере энергополитики.
Хотя нельзя исключать, что и недавний саммит Россия--ЕС в Сочи несколько смягчил воинственный настрой Еврокомиссии. Первым делом доклад от Соланы все-таки основой энергобезопасности называет развитие нормальных партнерских отношений с Москвой. В нем подчеркивается, что ЕС «должен двигаться к достижению исчерпывающих договоренностей с Россией, которые охватят весь спектр энергетических продуктов». Они должны стать органичной частью нового большого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Москвой и Брюсселем после 2007 года.
Правда, наряду с усилиями по укреплению сотрудничества с Россией в области энергетики г-н Солана призывает страны ЕС развивать альтернативные маршруты доставки нефти и газа. В качестве противовеса растущей зависимости европейцев от российских энергоресурсов (это зафиксировано в действующих долгосрочных контрактах и обусловлено падением добычи на месторождениях Северного моря) авторы доклада видят увеличение поставок углеводородов из Азербайджана, Казахстана и Туркмении. В этой связи газо- и нефтепроводы из Каспия и Средней Азии определены как «жизненно важные» для Евросоюза. «Все инструменты ЕС должны быть задействованы для того, чтобы ускорить строительство этих магистралей», -- говорится в документе. В качестве инструментов ускорения предлагается использовать политический диалог, торговую политику и меры по стимулированию конкуренции, а также финансовые гранты и заемы Европейского инвестиционного банка и ЕБРР.
Особая роль отводится Алжиру, который сейчас является вторым после России поставщиком газа в Европу. По словам представителя Еврокомиссии, если удастся довести долю алжирского газа в балансе потребления стран ЕС с 10 до 20%, то «это уже будет сопоставимо с импортом из России». Впрочем, пока согласно планам добычи и прогнозам роста спроса доля «Газпрома» на европейских рынках вырастет с нынешних 26 до 31% в 2010 году. При том, что поставки из Алжира, по планам развития добычи в этой стране, должны составить 84 млрд кубометров (около 13% рынка).
Азербайджан в качестве крупного поставщика газа в Европу также вряд ли может рассматриваться, поскольку сейчас импортирует около 5 млрд кубометров российского газа. И так как «Газпром» планирует продолжить кампанию по приведению цен в СНГ к европейскому уровню (сейчас Баку получает российский газ по 110 долл. за тыс. кубометров), Азербайджану придется бросить значительную часть ресурсов на покрытие внутреннего потребления. Проблем с доставкой среднеазиатского газа в Европу в обход России еще больше.
При этом в докладе службы Хавьера Соланы, судя по всему, отсутствует ставка на организацию газоснабжения ЕС из Ирана, который действительно обладает огромными ресурсами и имеет непосредственную границу с Турцией, которая является газовыми воротами в Южную Европу. Очевидно, «недоступность» иранского газа для Брюсселя будет сохраняться, пока не будут решены ядерные противоречия между Тегераном и западным миром.
Алексей ГРИВАЧ