Время новостей
     N°189, 15 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2001
Россия стала островом
В море финансовой нестабильности СНГ
«Наши взаимоотношения вступили в новую стадию, причем мы должны признать, что Россия стала одной из стран, лидирующих в нашей организации», -- заявил перед отъездом из Москвы директор-распорядитель МВФ Хорст Келер. Это был его первый визит в Россию с момента вступления в должность главы МВФ в мае прошлого года. Столь длительный срок объясняется просто: именно полтора года назад, с резким повышением мировых цен на нефть и появлением в России нового президента, характер отношений Фонда и одного из главных его клиентов стал стремительно меняться. Необходимость в кредитах МВФ отпала, а техническую помощь специалистов Фонда в России давно считают «прошедшим этапом». С другой стороны, и в МВФ не очень понимали, как дальше строить отношения с Москвой.

Теперь модель отношений, которая устраивала бы обе стороны, найдена. Россия становится «островом стабильности» -- как в регионе, оказывая положительное воздействие на экономику стран СНГ, так и в мировом масштабе, финансируя кризисные страны посредством досрочного возврата собственного долга МВФ. В Вашингтоне, похоже, с такой моделью почти согласны. «Почти» заключается в том, что Фонд все же хотел бы видеть не только укрепление экономического положения России, но и продолжение структурных реформ, прежде всего в банковской сфере.

Газете «Время новостей» стали известны некоторые подробности прошедшей в четверг встречи Хорста Келера с Владимиром Путиным. Первые два вопроса, которые интересовали главу МВФ, касались независимости ЦБ и проекта банковской реформы. Позиция, которую изложил российский президент по первому вопросу, встретила полное одобрение г-на Келера. Г-н Путин сообщил, что считает необходимым сохранить независимость ЦБ в вопросах кредитно-денежной и валютной политики, но в то же время намерен добиться прозрачности хозяйственной деятельности Банка России.

Хорст Келер одобрил и подходы к банковской реформе, но заявил, что считает неоправданно затянутыми сроки введения международных стандартов финансовой отчетности для банков (по планам ЦБ и Белого дома, 1 января 2004 года). Здесь Владимир Путин спорить не стал, а предоставил слово первому зампреду ЦБ Татьяне Парамоновой, которая безуспешно попыталась убедить главу МВФ в методологической неготовности российских банкиров к более раннему переходу на МСФО.

Однако в Москве не удержались от того, чтобы не смазать завершение визита главы МВФ. Вдохновленные успешными переговорами, российские чиновники заговорили о возможности предоставления кредитов МВФ в рублях, в чем могут быть заинтересованы страны СНГ. Теоретически основания для этого есть, поскольку по правилам МВФ каждая страна делает свой взнос в капитал Фонда в национальной валюте. Однако согласно финансовому отчету МВФ за май при почти двух сотнях стран -- членов МВФ использовал в операциях лишь 38 валют (в том числе чешскую крону, венгерский форинт, польский злотый и словенский толар). В документах казначейства МВФ говорится, что государство, претендующее на использование своей валюты, должно быть свободным от обязательств перед ним (этого Россия достигнет по оригинальному графику в 2008 году) и иметь «достаточно устойчивую внешнюю позицию». При оценке «устойчивости» учитывается и состояние платежного баланса и резервов, и обстановка на валютных рынках, и объем краткосрочной задолженности, допускается даже субъективность. Особенно трудно, заявляет казначейство, оценить устойчивость в случае валютных союзов. Возможно, предлагая рубль в качестве расчетной валюты, российские чиновники забыли о валютном союзе с Белоруссией.

Андрей ДЕНИСОВ