|
|
N°131, 22 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Рыбля чорба» против Слобо
Предвыборный Белград живет фестивальной жизнью
«Когда мы с треском провалились на европейском чемпионате по футболу, официозные газеты преподнесли это так: Югославия заняла восьмое место. При любом исходе Милошевич объявит себя победителем», -- так рассуждают многие югославы накануне голосования. Другие уверены, что даже если Милошевич отдаст власть лидеру объединенной оппозиции Воиславу Коштунице, настоящим президентом останется Слобо: у Милошевича большая практика в «сером кардинальстве», Коштуница же лишь будет подписывать указы. Что касается третьих, то главнокомандующий армией уже заявил, что военные готовы предотвратить любые беспорядки.
Последние дни перед, возможно, историческими выборами страна проводит в стиле всенародной «журки» (вечеринки). На многотысячных митингах в поддержку 56-летнего Воислава Коштуница играют «хаус» и цыганскую музыку в обработке культового музыканта Балкан Горана Бреговича. За него агитирует и легендарный сербский индеец Бато Стойкович, известный нам по фильму «Последний из могикан», и такие рок-звезды Югославии, как «Партибрейкерс», «Рыбля чорба», «Саншайн». Если остальные оппозиционеры для многих сербов либо практически ничем не отличаются от правящих политиков, либо ассоциируются с «агрессорами», то Коштуница, по словам известного публициста Милана Милошевича (он называет себя «неправильным» однофамильцем), добился популярности благодаря тому, что не примыкал ни к антизападному режиму, ни к прозападной оппозиции. Коштуница критикует бомбежки НАТО и в то же время обещает вести открытую европейскую политику. Похоже, сербам это нравится.
Директор белградского зоопарка Вук Боевич произносит: «Ненавижу Америку!» Рядом в клетке огромный розовый попугай Коко принимает боевую стойку: «Не люблю Амер-р-рику!!!» Несмотря на то, что даже звери Вука выступают против политики НАТО, сам он называет глупостью предвыборный тезис Милошевича о том, что Альянс хочет завоевать Сербию для дальнейшего покорения России: «Членами НАТО стали страны, которые намного ближе к России, чем мы».
Излюбленный прием Милошевича -- предвыборное строительство и реконструкция разрушенных заводов, открытие новых дорог. «Он эту дорогу перед каждыми выборами открывает, сейчас это уже третий раз», -- говорит Вук. Его приятель, «лучший доктор Белграда» (каждый серб -- обязательно «лучший», в худшем случае -- «знаменитый»), собирается голосовать за Коштуницу: «Мои родители, они за Слобо, спрашивают меня, почему я за Войо. Я говорю: вы голосуете для себя, а я -- для своих детей. А они -- за Коштуницу».
Официальный представитель студенческой оппозиционной организации «Отпор», расклеивающей по всей Сербии стикеры с надписью «Ему конец! 24.09.00» и оставляющей на доме лидера радикалов Воислава Шешеля граффити «Отпов!» (Шешель не произносит буквы «р»), называет Коштуницу лишь «инструментом оппозиции». Того же мнения придерживается и советник Вука Драшковича Предраг Симич: «Деньги, власть -- у Зорана Джинджича».
На мой вопрос, почему Драшкович отказался участвовать в выборах и выдвинул вместо себя мэра Белграда Воислава Михайловича, Симич отвечает, что «иначе бы Драшковича просто убили». Местные журналисты поговаривают, что живущий сейчас на черногорском курорте Драшкович отказался от выборов по настоянию Милошевича.
-- Вы сами верите, что Воислав Михайлович победит?
-- Христиане уже 2000 лет верят в малоправдоподобные вещи.
По некоторым опросам, Воислав Михайлович, внук знаменитого четника (о генерале Драже Михайловиче Вук Драшкович написал целый роман) даже менее популярен, чем кандидат от радикалов Томислав Николич. Но молодые добровольцы продолжают заклеивать предвыборные плакаты Милошевича портретами Воислава Михайловича. Заметив это, молодящаяся дама с ярким макияжем достает из сумки мобильный телефон и диктует адрес улицы, «где молодые фашисты» сдирают с забора портреты Милошевича и его жены Мирьяны Маркович, а потом из той же сумки извлекает настоящую полицейскую дубинку: «Продаете вашу землю!» Сцена выглядит как перформанс в рамках проходящего сейчас в Белграде ежегодного театрального фестиваля БИТЕФ.
Елена ЕГЕРЕВА, Белград