|
|
N°189, 15 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рожденная в драках
Финансовой разведки еще нет, но она уже всех поссорила
Процесс создания в России финансовой разведки принимает все более причудливые формы. После грозных заявлений мировых держав о возможности введения против России международных санкций недавно в спешном порядке наконец принят закон «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем». В нем прямо указано, что проблемой должен заниматься специальный «уполномоченный орган» -- та самая финразведка, о необходимости которой российские власти безуспешно говорили последние лет пять и создания которой требовала FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег). Однако принятие закона, дающего право на создание новой спецслужбы, к ее рождению так и не привело. Более того, сложившаяся ситуация только усугубила проблему борьбы с «грязными» деньгами, вызвав открытое противостояние руководства Минфина с одной стороны и почти всех силовых структур -- с другой. Причем МВД, до сих пор активно занимавшееся этой проблемой и имеющее свои наработки, теперь демонстративно говорит о свертывании усилий.
Борьба за право управлять злополучным «уполномоченным органом» (УО) идет с начала года. МВД по праву первопроходцев предлагало создать разведку на базе своего Межведомственного центра (МВЦ -- подразделение, созданное для борьбы с отмыванием денег еще два года назад). ФСНП, как спецслужба сугубо финансовая, собиралась взять УО под свое крыло. Минфин же считает, что подобная структура должна работать при нем. В результате после принятия «антиотмывочного» закона в правительство из Минфина пришел проект указа президента «Об уполномоченном органе по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем». По предварительным замыслам, этот орган должен был называться Комитетом по финансовому мониторингу при Минфине (КФМ). В конце прошлой недели, по информации газеты «Время новостей», глава Минфина и вице-премьер Алексей Кудрин провел закрытое совещание с участием представителей ряда ведомств и предложил всем в ближайшее время разработать возможность наделения уполномоченного органа функциями «по выявлению и блокированию каналов финансирования террористов». В МВД сразу отметили, что таким образом г-н Кудрин пытается значительно расширить возможности КФМ, и высказали недоумение: как комитет, который по замыслам должен работать при гражданском ведомстве, будет еще бороться и с терроризмом.
Проект КФМ изначально вызвал резкое недовольство большинства структур, причастных к проблеме отмывания денег, -- Счетной палаты, МВД, ФСНП, ГТК и т.д. Все они просят внести в документ различные изменения, поскольку полагают, что КФМ в том виде, каким его представляют в Минфине, получится мертворожденной структурой. Например, замминистра внутренних дел Николай Бобровский в письме в Минфин, которое оказалось в распоряжении редакции, обращает внимание на то, что КФМ не сможет пользоваться информационными ресурсами МНС, Минфина, ФКЦБ, ЦБ и др., а это сделает его работу крайне неэффективной. Не сможет комитет, согласно проекту, и заниматься нелегальными доходами, полученными от неуплаты налогов, таможенных нарушений и невозврата из-за рубежа валютной выручки. А именно на этих источниках финансирования, по мнению представителей МВД, во многом и держится теневая экономика. Правоохранительным же структурам придется отдельно, по поручениям комитета, заниматься проверкой всех сомнительных сделок, поскольку сам он этого делать будет тоже не в праве. Главное же, что по минфиновскому варианту в КФМ из представителей спецслужб войдут только сотрудники МВД, СВР и ФСБ. Про ФСНП и ГТК создатели документа вообще не упоминают. Разработчики проекта объясняют это положениями закона, по которому деньги от таможенных и налоговых правонарушений не относятся к категории отмытых. Однако, считают представители МВД, даже при таких явных недостатках закона их вполне можно компенсировать иной формой работы КФМ, чем та, что предложил Минфин.
Николай Бобровский предлагает создать уполномоченный орган, в который вошли бы все ведомства, так или иначе причастные к борьбе с легализацией доходов. В своей работе, по мнению милиционеров, эта структура должна опираться не только на «антиотмывочный», но и на другие законы, а также на возможности других правоохранительных и контролирующих органов. В МВД при этом подчеркивают, что похожая организация -- МВЦ, куда прикомандированы сотрудники восьми ведомств, -- уже существует, но судьба центра сейчас под большим вопросом.
Пока центр не расформирован, но его работа, по словам представителей МВД, практически прекратилась. В его аппарате осталось всего восемь сотрудников, а по штату положено 35. Нет там теперь людей из МНС, не сотрудничает с МВЦ прикомандированный туда служащий ЦБ. Покинул свой пост создатель и бессменный руководитель центра генерал-майор МВД Александр Михайленко. Ведомства, отозвавшие своих сотрудников, прямо говорят, что поступают так из-за недавно принятого закона. В МВЦ не скрывают, что западные партнеры, зная о таких проблемах, стали все меньше загружать их работой. Фактически все идет к развалу МВЦ, однако неясно, какая структура сможет его заменить. Проект Минфина о создании КФМ, учитывая недовольство им большинства ведомств, может отправиться на доработку. Но даже если его примут, руководители Минфина не скрывают, что на создание комитета уйдет не меньше двух лет. И как полагают в МВД, заниматься борьбой с отмыванием окажется просто некому.
В Минфине с милицейской критикой не согласны. «Работая над проектом КФМ, мы строго следовали букве принятого закона, -- сказал в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» один из руководителей департамента валютного контроля (ДВТ). -- И если там говорится, что комитет не должен заниматься таможенными и налоговыми преступлениями, то зачем в него вводить сотрудников этих ведомств». Впрочем, сотрудники Минфина не исключают, что на КФМ могут быть возложены другие функции и к работе могут быть привлечены сотрудники иных спецслужб, но решить это может только президент. Срок же на создание КФМ (два года) в департаменте считают завышенным. «К этому времени он выйдет на проектную мощность, а реально комитет может появиться 1 февраля 2002 г.», -- отметил источник в Минфине. В этом ведомстве полагают, что МВЦ изначально не был самостоятелен, не числился юридическим лицом, а являлся обычной рабочей группой: «МВЦ выполнил большую работу, там было много специалистов. Если кого-то из сотрудников центра понадобится позвать на работу, мы это сделаем».
Заместитель главы МВЦ при МВД Александр Бабичев:
-- Сейчас в большинстве стран уже отказались от той идеи, что финразведка должна трудиться исключительно при минфинах, и создают, по нашему примеру, подобные структуры при спецслужбах. Даже во Франции, США, Великобритании переняли российский опыт. Там при работе финразведок уделяют больше внимания правоохранительным аспектам. У нас же почему-то решили сделать все наоборот. Я считаю, что уполномоченный орган должен создаваться с учетом многолетних наработок центра и на его основе, но нас упорно игнорируют. При этом FATF рекомендовал России повысить статус МВЦ и, по возможности, сделать финразведку его правопреемником. Проект же Минфина содержит массу недоработок и является практически невыполнимым. Да, у нас сейчас действительно осталось мало людей, но еще больше беспокоит проблема, что делать с подразделениями центра на местах. Они расположены в 16 регионах России, там трудится около 75 человек. Местные власти очень заинтересованы в работе таких структур.
Александр ШВАРЕВ