|
|
N°189, 15 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Омское кругосветное плавание
Экипаж омской яхты «Сибирь» завершил на днях кругосветное плавание. Яхта отошла от причала омского речного вокзала летом 2000 года. За 15 месяцев она совершила путешествие вокруг земного шара, что является абсолютным мировым рекордом. Теперь достижение омичей будет занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Сибиряки выбрали самый, пожалуй, неудобный маршрут для кругосветки: они прошли по Иртышу до Обской губы, затем по Северному морскому пути, через Берингов пролив, мимо Алеутских островов, обогнули Южную Америку и дошли до Карибского моря. Далее их путь лежал через Атлантику, потом, пройдя Норвежское, Баренцево и Карское моря, они свернули в Обскую губу и по Оби и Иртышу дошли до Омска. Как утверждают сами участники плавания, они первые, кому удалось обогнуть земной шар по такому маршруту. Деньги на кругосветное плавание -- а его сметная стоимость 350 тыс. долларов -- ссудили местные власти и спонсоры.
Покидая родной омский причал, капитан «Сибири» был уверен, что ледового плена яхте удастся избежать, а шторм любой силы она выдержит. Опасение вызывали лишь пираты, возможность встречи с которыми не исключалась. На деле же все обернулось иначе. Пиратов не встретили, но, дойдя до моря Лаптевых, «Сибирь» оказалась в ледовом плену: возле Новосибирских островов приборы показывали сплошной лед на протяжении 200 км по курсу. Яхту постоянно затирало меж ледяных глыб, да так, что моряки временами подумывали, не запросить ли в помощь ледокол из Мурманска. Тем не менее Мыс Дежнева яхта прошла удачно, хотя льды здесь в конце августа так и не растаяли.
Пережила «Сибирь» и два шторма. Во время одного из них, возле острова Кадьяк, яхта совершила настоящее сальто-мортале, обернувшись вокруг своей оси на 360 градусов. Рулевого спасло только то, что он был привязан, остальные же в это время спали, и, слетев с коек, отделались легкими ссадинами и ушибами. За те несколько мгновений, что команда находилась вверх тормашками, а мачта поменялась местами с килем, сломалась спутниковая антенна, вышла из строя большая часть навигационного оборудования. Не подвел лишь силовой агрегат -- и в воде он продолжал работать. Наутро, когда шторм утих, моряки кое-как приладили сломанную мачту и в таком состоянии добрались до Кадьяка.
Путешествие не обошлось без курьезных ситуаций. По словам омского журналиста Алексея Декельбаума, выполнявшего на яхте функции матроса и летописца, на подходе к Португалии вышел из строя дизельный двигатель, поэтому в гавань Порту входили на простом «шлюпковом моторе». «Португальцы решили, что русские только так и совершают кругосветные путешествия», -- смеется г-н Декельбаум. Дизель помогли приобрести соотечественники, по разным причинам и в разное время осевшие в Португалии. Кстати, в разных точках земного шара русские эмигранты помогали оформить необходимые документы, помогали деньгами и съестными припасами.
Борис КУРКИН, Омск