|
|
N°97, 06 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Публика все-таки редкая дура
События. Премьера телесериала «Доктор Живаго» (НТВ). Юрий Арабов и Александр Прошкин сделали телекино такого уровня, до которого либо еще не доросли, либо уже никогда не дорастут ни наше ТВ, ни наша аудитория. А канал НТВ, в распоряжение которого попала такая жемчужина, сделал все, чтобы «продать» ее задешево для зрителя и втридорога для себя. Избыточная реклама, занимавшая чуть ли не половину эфирного времени во время показа сериала, отвращала публику и убивала фильм, который требовал вникания и работы мысли. Что, впрочем, не умаляет самого события: главное, что «Доктор Живаго» снят и что он, несомненно, войдет не только в историю российского ТВ, но и в историю российской культуры. «Зиновий Гердт. Последние 24 часа» («Первый канал»), «Александр Каверзнев. Афганский капкан» («Россия»). «Муслим Магомаев. Прерванное молчание» («Россия») -- все три документальные работы объединяет одна тема: подлинности и уникальности таланта, предъявляющего самые высокие требования к самому себе. Опасная, между прочим, тема. На фоне таких гигантов нынешние кумиры публики кажутся дилетантами и шарлатанами, способными любить не искусство в себе, а исключительно себя в искусстве. Хотя назвать искусством то, что большинство из них делает, язык не поворачивается.
«Михаил Булгаков. Черный снег» («Культура») -- умная, тонкая, по-настоящему просветительская и авторская программа Анатолия Смелянского, наводящая на множество размышлений по поводу судьбы Художника, вынужденного творить и существовать в условиях несвободы, но побеждающего -- пусть и ценой жизни.
«Мелодии рижского гетто» («Россия»), «Эвакуация» («REN TV») -- редкие программы, которые не переписывают историю Великой Отечественной войны, но добавляют правды о том, как это было.
Антисобытия. Сериал «Александровский сад», переплюнувший по рейтингам «Доктора Живаго» и доказавший, что в определенном смысле публика все-таки редкая дура, коли способна такую развесистую клюкву променять на высокопрофессиональное кино («Первый канал»). Показ блокбастера «9 рота» в День Победы, как бы уравнявший войну Священную и войну преступную («Первый канал»). Патриотический шабаш до и после конкурса «Евровидения» в ток-шоу Андрея Малахова, участники которого умудрились похоронить «старушку Европу» и объявить поражение победой («Первый канал»). Посещение коллективом ВГТРК президента России в Сочи в день собственного юбилея -- торжество сервильности нынешнего ТВ, окончательно превратившегося в слугу «слуги народа». Торжественный концерт в Государственном Кремлевском дворце, посвященный 15-летию ВГТРК, -- праздник дурновкусия, которому искренне радовались, хохоча и аплодируя, творцы этого круглосуточного дурновкусия («Россия»).
Персоны. Юрий Арабов, Александр Прошкин, Олег Меньшиков, Олег Янковский, Чулпан Хаматова и вся съемочная группа сериала «Доктор Живаго», совместными усилиями сотворившая событие, равных которому постсоветское ТВ еще не знало.
Ирина Петровская, «Известия»