Время новостей
     N°95, 02 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2006
Минторг здесь неуместен?
Вслед за таможней у Германа Грефа могут отнять и торговлю
В России может быть воссоздано министерство торговли. Вчера премьер-министр Михаил Фрадков в ходе заседания правительства сообщил, что подобный вопрос уже рассматривается во властных структурах. «Бытует такое мнение -- давайте опять сделаем министерство торговли», -- сказал премьер-министр. «Я свою точку зрения при этом не высказываю», -- добавил г-н Фрадков, обратившись с просьбой прокомментировать идею к главе Минпромэнерго Виктору Христенко. Министр также предпочел уклониться от оценок, сославшись на некорректность обсуждения данного вопроса на открытой для СМИ части заседания правительства и в столь широком формате. Правда, как сообщил «Времени новостей» источник в Белом доме, на закрытой для журналистов части заседания правительства вопрос о воссоздании министерства торговли также не обсуждался.

В этом году Михаил Фрадков уже говорил о необходимости усилить внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность правительства. Вчера, отвечая на вопрос «Времени новостей», заместитель министра экономического развития и торговли -- статс-секретарь Андрей Шаронов напомнил, что об этом речь шла, в частности, на мартовской коллегии Минэкономразвития с участием премьер-министра. Но до вчерашнего дня Михаил Фрадков ни разу не говорил о возможности выделения торговой сферы из компетенции Минэкономразвития. Вчера же г-н Фрадков заявил об этом именно после того, как неудовлетворительно отозвался об эффективности российской внешней торговли. «Все мы знаем плачевное состояние экспорта машин и оборудования. Как собираемся организовывать эту работу: с торговли начинать или с производства конкурентоспособной продукции?» -- спросил премьер-министр.

Стоит отметить, что Михаил Фрадков долгие годы профессионально занимался внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью (в 90-е годы он дважды назначался на пост профильного министра), а потому не понаслышке знает истинное положение дел в этих сферах. Статистика подтверждает слова премьера. По официальным данным, в торговле машинно-технической продукцией удельный вес России в мире составляет примерно 0,3%, автомобилями -- 0,1%, электроникой -- 0,04%. Доля России на мировом рынке высоких технологий всего около 0,3%. Например, в торговле с Китаем доля российской машинно-технической продукции в структуре экспорта составляет всего 2,6%.

В ведомстве Германа Грефа явно не в восторге от высказанного премьером «мнения». Тем более после того, как недавно премьер ослабил аппаратный вес министра экономического развития, выведя из-под его контроля Федеральную таможенную службу. «Логика, по которой объединялись два министерства (министерства экономики и торговли были объединены в 2000 году. -- Ред.), актуальна и сейчас. При создании министерства в его нынешнем виде полагали, что внешнеэкономическая политика является продолжением государственной экономической политики, поэтому управление должно осуществляться из единого центра. Что касается внутренней политики в области торговли, то следует напомнить, что эта сфера у нас давно либерализована и разгосударствлена. Поэтому вряд ли для нее требуется отдельное министерство», -- говорит Андрей Шаронов.

Бывший министр экономики, ныне научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин соглашается с тем, что в сегодняшней структуре Министерства экономического развития и торговли торговое направление «недостаточно хорошо используется». Он, однако, также предостерегает от разделения Минэкономразвития. «Министерство экономики и торговли -- это вполне естественное соединение, потому что на самом деле экономическая политика в стране с рыночной экономикой -- это политика торговли. Если вы говорите о внешнеэкономических связях, это также вопросы торговой политики. Если вы хотите проводить какую-то структурную политику, то торговля -- это инструмент. Если же вы делаете отдельным министерство, оно начинает работать только на торговлю», -- считает г-н Ясин. «С моей точки зрения, вообще всякого рода перемены, реорганизации создают лишь видимость позитивных изменений. На самом деле это ни разу на моей памяти не приносило эффекта», -- заключает экономист.

Не видит целесообразности в создании министерства торговли и президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, который в 90-е годы также занимал пост министра экономики. Он, правда, оговаривается, что окончательно говорить о какой-либо целесообразности можно будет только тогда, когда будет прописана концепция нового ведомства. «Безусловно, государство должно проводить активную внешнеэкономическую политику, стимулировать экспорт, в частности экспорт высокотехнологической продукции, но нужно ли для этого специальное ведомство -- большие сомнения. Откровенно сказать, я не вижу функций у этого министерства, кроме общих мер по стимулированию экспорта», -- сказал г-н Нечаев «Времени новостей». Экономист полагает, что обнародованное на заседании правительства «мнение» - «отголоски аппаратной борьбы, которую сейчас ведомство Германа Грефа явно проигрывает». «У него забрали таможенную службу. Если сейчас заберут и внешнеэкономические связи, это будет резкое сокращение функций министерства и снижение аппаратного веса министра», -- полагает Андрей Нечаев.

Между тем «бытует такое мнение», что Михаил Фрадков, предложив создать министерство торговли, готовит себе новое место для продолжения карьеры после отставки с поста премьера. Этот пост через некоторое время -- ближе к президентским выборам -- может занять будущий преемник Владимира Путина. Опрошенные «Временем новостей» экономисты и политологи относятся к такой точке зрения скептически. «Если под конкретного человека создавать конкретное ведомство, подводить организационную политику под кадровую, что же это будет за правительство? И без того много есть постов, на которых сидят всякие не очень полезные люди, которых можно заменить», -- говорит, в частности, Евгений Ясин.

Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает: "При формировании Минэкономразвития Герману Грефу было предоставлено довольно много ресурсов для того, чтобы это было реальное министерство. Теперь, если его разукрупнить, выделить министерство торговли, от МЭРТ мало что останется". В отношении экономического программирования, напоминает г-н Макаркин, у ведомства г-на Грефа есть конкурент -- аппарат правительства. "Из-под Министерства экономического развития убрали таможню, непосредственно замкнув ее на г-не Фрадкове. Если убрать и торговлю, министерство превратится в научно-исследовательский институт при правительстве. Но большой вопрос, будет ли министерство торговли создано. Все-таки у Грефа свои большие аппаратные ресурсы", -- сказал Алексей Макаркин "Времени новостей".

По мнению политога, Михаил Фрадков вряд ли делает министерство под себя, чтобы в перспективе туда уйти. "Я не припоминаю случаев, чтобы отставной премьер ушел на понижение в правительство. Премьер может уходить в другие структуры: Степашин ушел в Счетную палату, Черномырдин стал послом на Украине. Мне кажется, Фрадков не собирается никуда уходить, наоборот, усиливает свои аппаратные позиции", -- отметил г-н Макаркин. Впрочем, есть и Михаил Касьянов с "уникальным" случаем ухода с премьерского поста. А все перечисленные политологом премьеры покидали правительство при другом президенте и совсем в другую историческую эпоху.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Дарья ГУСЕВА, Вера СИТНИНА