Время новостей
     N°95, 02 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2006
Урановый гамбит
США решили обыграть Иран за столом переговоров
Вчера Иран фактически отклонил предложение госсекретаря США Кондолизы Райс сесть за стол переговоров. В Тегеране формально согласились на диалог, но без предварительных условий. «Мы стремимся к справедливому и беспристрастному диалогу. Но мы не будем обсуждать наши законные и неотъемлемые права», -- заявил министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки. Под этими правами Тегеран понимает самостоятельное обогащение урана.

США обещали подключиться к переговорам, которые в настоящее время с Ираном ведет «евротройка» в лице Великобритании, Германии и Франции, сразу же после того, как Тегеран «полностью и проверяемо приостановит свою деятельность по обогащению и переработке урана». В заявлении госсекретаря Райс все участники бесконечных переговоров по иранской ядерной проблеме услышали то, что они хотели услышать. МИД России приветствовал заявление американской стороны «о готовности подключиться к прямым переговорам с Тегераном в целях урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана». В Москве считают давно назревшим «расширение формата переговорного процесса».

Представитель Еврокомиссии Эмма Удвин, в свою очередь, услышала в словах Кондолизы Райс «поддержку усилий, предпринимаемых европейскими переговорщиками по заключению долгосрочного соглашения с Ираном». Собравшиеся вчера в Вене главы МИДов пятерки постоянных членов Совбеза ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) и Германии продолжили выработку пакетного предложения Ирану, построенного по принципу кнута и пряника. Инициатива предусматривает поставки в Иран реактора на легкой воде и атомного топлива для АЭС в обмен на отказ от обогащения урана. В противном случае предлагается для начала перестать выдавать въездные визы высшим иранским руководителям и заморозить их финансовые авуары.

В США многие расценили инициативу госсекретаря как явную уступку Ирану. Газета «Уолл-стрит джорнэл» назвала ее «удивительным политическим кульбитом», напомнив, что президент Буш всего лишь месяц назад отказался даже отвечать на адресованное ему письмо иранского коллеги Махмуда Ахмадинежада; о вступлении в переговоры тогда не было и речи. С тех пор иранцы ни на йоту не отступили от своих ядерных амбиций, однако Белый Дом уже соглашается сесть с ними за стол переговоров. «Нью-Йорк таймс» назвала действия США «шахматным гамбитом». Смысл этой комбинации таков: сперва пойти навстречу Ирану, дождаться от Тегерана очередного жесткого заявления, и после этого заявить мировому сообществу, что США испробовали «любые разумные шаги, чтобы обеспечить успех переговоров».

После этого можно будет без ущерба для имиджа переходить к силовым методам решения проблемы. Не случайно Джордж Буш вчера предупредил официальный Тегеран, что тому не стоит обольщаться. Если Иран не прекратит обогащать уран, «следующим шагом наших партнеров по коалиции станет обращение к Совбезу ООН», заявил он. Это был совершенно прозрачный намек на введение международных санкций.

Директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин полагает, что заявление госсекретаря Райс было попыткой «отхода от чисто военных угроз и поиска компромисса». В беседе с «Временем новостей» эксперт предположил, что американцы в итоге смягчат резолюцию по Ирану в Совете Безопасности ООН. Стоит учитывать, что «подавляющая часть американского истеблишмента выступает категорически против любых недипломатических методов в отношении Тегерана и тем более против начала войны».

Но это не единственная проблема. «К американскому обществу приходит понимание того, что главная проблема не в Иране. Необходимо выработать фундаментальную политику в отношении стран, которые хотят развивать ядерную энергетику в условиях, когда грань между военной и мирной ядерной программой фактически отсутствует», -- считает Николай Злобин. Из-за стремительного удорожания нефти ядерная энергия стала ныне самой дешевой. И теперь любая страна, озабоченная решением энергетических проблем, начинает тянуться к ядерным технологиям. Однако проблема разделения мирного и немирного атома крайне сложна. «Наблюдатели могут годами сидеть на ядерных объектах, так и не поняв, в какую сторону данная страна стремится развивать атомные технологии», -- убежден г-н Злобин.

Смягчение позиции Вашингтона в отношении Ирана диктуется, по мнению собеседника «Времени новостей», двумя дополнительными факторами. Во-первых, на Белый Дом оказывает большое давление общественное мнение, считающее, что диалог с Тегераном через посредников в лице «евротройки» или России снижает эффективность американских усилий. Во-вторых, присутствует расчет на то, что прямые переговоры между США и Ираном позволят американцам «постепенно влиять на иранское общество, которое весьма неоднородно и позиции властей в котором далеко не так прочны».

Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Иране