Время новостей
     N°95, 02 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2006
Как кость в горле
Шаурму депортируют из столицы
Московский уличный общепит понес тяжелую утрату. После продолжительных инспекционных проверок ларькам, тонарам и летним кафе высочайше повелено исключить из меню одно из исторически нетрадиционных для средней полосы России, но тем не менее завоевавших в последнее десятилетие популярность блюд. Департамент потребительского рынка и услуг Москвы и столичное управление «Роспотребнадзора» вчера направили префектурам города предписание приостановить продажу шаурмы -- завернутого в лаваш мелко порезанного мяса с овощами, кетчупом и майонезом -- в нестационарных точках общественного питания.

Вчерашний декрет двух ведомств можно считать жирной точкой в многолетней борьбе столичных санитарных врачей и торговой инспекции с этим «пищевым мигрантом», исторические корни которого теряются где-то на взрывоопасных просторах Кавказа и Ближнего Востока. О гигиенической несовместимости блюда, которое готовится вручную на глазах у покупателя, с российскими санитарными требованиями медики говорили давно, и чуть ли не каждый год в преддверии летнего сезона находился повод пусть для небольшого, но ограничения его продаж. В заботе о желудках москвичей санитарные власти уже добились вытеснения шаурмы с площадок перед станциями метро, а в центре столицы купить ее сегодня можно разве что в ресторане или стационарном кафе при торговых центрах.

Однако вызывает удивление тот факт, что на этот раз подписывавшие предписание чиновники не воспользовались традиционной риторикой -- пафосными заявлениями о лоточной антисанитарии и статистикой по отравившимся. Пресс-секретарь департамента потребительского рынка и услуг города Ольга Давыдова сослалась лишь на абстрактные «факты нарушения санитарных норм при приготовлении и продаже шаурмы», выявленные столичным управлением «Роспотребнадзора».

В пресс-службе столичного управления «Роспотребнадзора» корреспонденту «Времени новостей» тоже не смогли пояснить, каких печальных рубежей в деле нанесения вреда здоровью горожан достигла шаурма в 2006 году. «Нарушения многочисленные», -- предложили поверить на слово в этом ведомстве.

Официальный же повод для запрета на торговлю шаурмой, на который ссылаются чиновники мэрии и санитарные врачи, -- «обострение эпидемиологической обстановки, связанной с распространением на территории Российской Федерации гриппа птиц».

Ссылки на наступление птичьего гриппа, из-за которого предлагается «депортировать» шаурму за МКАД, удивительны вдвойне. Во-первых, тут подчиненные главного санитарного врача Москвы Николая Филатова вступают в явное противоречие с заявлениями главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, который с тех самых пор, как летом прошлого года на территории нашей страны был выявлен первый случай заражения птицы вирусом H5N1, не устает повторять: с продовольственной точки зрения угрозы пока нет. Варка и зажаривание птицы -- радикальная профилактика от вируса, разъяснял г-н Онищенко, выступавший против ограничений на торговлю курятиной из регионов, где были зафиксированы эпизоотии птичьего гриппа.

Во-вторых, запретившие продажу уличной шаурмы столичные санитарные власти по меньшей мере непоследовательны. Ведь собственно жареные целиком куры не подпали под полный запрет. Владельцем уличных грилей разрешено продолжать торговлю, разве что им категорически наказано «обеспечить неукоснительное выполнение рекомендаций по профилактике гриппа птиц, усилить контроль на всех этапах закупки, хранения, температурного режима приготовления и реализации». А вот шаурма же, наоборот, запрещена всякая. Хотя, как известно, делают ее не только из кур, но и из говядины и баранины.

Зато департамент потребительского рынка столицы в непоследовательности не упрекнешь -- чиновники еще в преддверии летнего сезона предупреждали, что будут бороться за сокращение автокафе и лотков и увеличение открытых столиков при стационарных заведениях питания. Заместитель главы департамента Валентина Варфоломеева в мае обещала увеличить сеть летних кафе «как наиболее популярных предприятий питания, которые, согласно соцопросам, пользуются увеличенным спросом». По данным департамента, в 2005 году в Москве работало 1655 летних кафе, лишь 918 из которых действовали при стационарных предприятиях питания. В этом году, по ее словам, количество «независимых» кафе, в том числе и на базе автомобилей, планируется сократить как минимум на 69, компенсировав это 72 новыми летними площадками при стационарных заведениях, которые проще контролировать. В случае выявления и доказательства фактов отравления посетителей чиновники обещали немедленно приостанавливать работу заведения общепита, как это, собственно, и было в прошлом году, когда закрыли пять точек.

Теперь у инспекторов появится еще один повод закрыть уличное кафе. Тем более что определения шаурмы в разосланном по префектурам документе не содержится. Едва ли это даст большую свободу маневра продавцам, которые теоретически могут попытаться обойти запрет, переименовав свою продукцию, например, на питерский лад -- в шаверму. Скорее это позволит торговым инспекторам и врачам СЭС более широко трактовать название запретного блюда и предъявлять претензии к любым завернутым в лаваш продуктам.

Пока, впрочем, людям, заворачивающим мясо в лепешки на продажу, "по-хорошему" предложено сменить профиль деятельности. Например, переквалифицироваться в детские и семейные кафе, которые, по словам представителей столичного департамента потребительского рынка, этим летом объявлены приоритетными для мелкорозничной торговли. В случае нежелания лоточников исключать из меню шаурму чиновники многозначительно грозятся «ставить вопрос о выводе объектов».

Ирина БЕЛАШЕВА