|
|
N°95, 02 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Оппозиционным партиям в России необходимо больше денег, чем партии власти"
С начала 2006 года политические партии свои финансовые отчеты ежеквартально сдают в Центральную избирательную комиссию. А ежегодный отчет, который раньше партии предоставляли только Федеральной налоговой службе, теперь направляют и в ЦИК. О том, что интересует избирательную комиссию в финансовых отчетах партий, корреспондент «Времени новостей» Дарья ГУСЕВА спросила у члена Центральной избирательной комиссии Евгения КОЛЮШИНА.
-- Евгений Иванович, как происходит проверка финансовых отчетов Центризбиркомом?
-- Финансовые отчеты курирую я, член Центризбиркома Эльвира Ермакова и заместитель председатель Центризбиркома Олег Вельяшев. С технической стороны -- управление финансового контроля. Мы смотрим, соблюдена ли форма, по которой представлен отчет, сходится ли арифметика внутри самого отчета, направляем запросы о достоверности сведений, указанных жертвователями о себе. Честно говоря, у нас в этом вопросе очень небольшие полномочия.
-- Кто-нибудь проверяет, насколько цифры, представленные в отчете, соответствуют действительности?
-- Это важный вопрос, но избирательная комиссия проверять его не вправе. По моим ощущениям, пока это никто не проверяет. Мы вообще получили полномочия проверять финансовые отчеты только в прошлом году, это начало процесса. Если мы получаем нулевой отчет, мы просто информируем регистрационный орган -- Федеральную регистрационную службу -- об этом. Вот пять партий представили сводные отчеты за 2005 года с нулями (то есть, по их сведениям, за год ни копейки не получено, не потрачено) -- Партия развития предпринимательства, Партия мира и единства, «Интернациональная Россия», «Конституционные демократы», Партия развития регионов -- природа и общество. Конечно, это вызывает недоумение. Я думаю, что после проверки численности эти партии вряд ли продолжат существование, а нулевой отчет -- просто дополнительный аргумент.
-- На каком основании у вас могут возникнуть подозрения в недостоверности отчета?
-- У нас просто нет прав проверять, в какой мере все эти цифры соответствуют действительности. По закону мы можем проверять, например, правомерно ли действовал жертвователь? В частности, запрещено жертвовать иностранцам, нерезидентам (иностранным юридическим лицам), юридическим лицам с большим иностранным участием -- более 30% капитала. Вот эту информацию мы проверяем. У нас есть база данных избирателей, по ней проверяем жертвователей. Также мы запрашиваем информацию Федеральной регистрационной службы. Если мы находим нарушения, информируем об этом партию, и она вправе представить аргументы, объяснить, почему получила деньги из этого источника. Если нас аргументы устраивают, проблема решена, пожертвование считается правомерным, если нет, то пожертвование должно возвращаться или идти в доход бюджета.
-- Какие аргументы вас устроят?
-- Если по нашей базе жертвователь проживает на улице Ленина, а на самом деле это проспект Ленина, то это просто ошибка, такие объяснения мы принимаем. Также партия могла и не знать о составе капитала жертвователя, он же все время меняется. Если партия представит доказательства, что на момент жертвования все было законно, то мы согласимся.
-- Бывали такие случаи?
-- Пока нет, потому что пока идет «переписка», проверка данных, на это нужно три-четыре месяца. Сейчас мы работаем с отчетами, представленными в апреле, и со сводными годовыми отчетами за 2005 год.
-- Получается, теперь Центризбирком в какой-то мере подменяет налоговую службу?
--Да, раньше отчеты сдавались в налоговую службу, а сейчас сдаются нам, в Центральную избирательную комиссию. Эта функция отошла нам. Теперь партия, как юридическое лицо, в налоговую представляет раз в год сводный отчет, но по другой форме. Нас с налоговиками интересуют разные вещи -- мы в первую очередь проверяем правомерность жертвователей, источники средств финансирования партий. А налоговики -- не уходит ли партия от уплаты налогов, например с предпринимательской деятельности.
-- У налоговой службы больше полномочий -- например, для введения санкций против партий?
-- Наша задача -- информировать регистрационную службу о нарушении закона о политических партиях в части сдачи ежеквартальных сведений и сводного финансового отчета. Налоговики в свою очередь информируют прокуратуру.
Сейчас у нас немного полномочий. Но я думаю, потом список наших полномочий расширится. Мы всегда контролировали финансы партий на выборах, сейчас нам вменили в обязанность контролировать текущие финансы партий. Раньше, когда финансы на выборах контролировали мы, а текущую деятельность -- налоговики, создание избирательных фондов было логично. После федеральных выборов, полагаю, избирательные фонды ликвидируют, все расчеты будут производиться со счета партии, и наши полномочия расширятся. Мы надеемся на то, что механизмы отмывания денег, финансирования из-за рубежа будут перекрыты. Максимум что мы сейчас можем выяснить -- состав учредителей организации, которая внесла пожертвование, а откуда получили деньги учредители, мы выяснять не вправе.
Также стоит задача, чтобы деньги из бюджета соответствующего уровня не переливались на финансирование кандидатов и партий на выборах. Вот положено им 5 руб. за голос, и все. Чтобы государственные организации, предприятия с государственным капиталом не финансировали партии и кандидатов. Из бюджета могут финансироваться только региональные избирательные комиссии.
-- Вы хотите получить полномочия, например, позволяющие инициировать отмену регистрации партии?
-- А зачем нам это нужно? Мы информируем регистрирующий орган, что партия нарушила закон. А Федеральная регистрационная служба выносит предупреждения партиям. В Вологде, например, только за один квартал прошлого года вынесено восемь предупреждений партиям. Правда, все они вынесены за несвоевременность подачи отчета, за нарушение срока.
-- За первый квартал 2006 года все партии сдали вовремя отчеты вам?
-- Да, все. Если не считать Партию самоуправления трудящихся, которая преобразована в общественную организацию.
-- Глава Центризбиркома Александр Вешняков весной называл три партии, которые не сдали годовые отчеты. Теперь все в порядке?
-- На мой взгляд, не представляют отчеты те партии, которых фактически нет. И скорее всего они будут ликвидированы. И не потому, что сведения не представили, а потому что по численности не пройдут перерегистрацию. Ну например, конституционные демократы нам отчет годовой представили -- правда, с нулями. И наша информация про нулевой отчет -- просто одно из доказательств того, что нет такой партии в действительности.
-- Какой бюджет, по-вашему, достаточен для деятельности крупной партии в России?
-- Партия власти всегда имеет административный и медийный ресурсы. И ей, на мой взгляд, нужно меньше денег. Оппозиционным партиям по тем же причинам необходимо больше денег. Но у нас происходит все наоборот. Вообще это не поддается никаким оценкам -- я могу работать на партию за идею, бесплатно, могу то же самое делать за большие деньги. Хотя денег всегда мало...
Проблема в том, что мудрое государство предоставляет равные условия, например, равное время в средствах массовой информации, основным партиям. А наше государство этого не делает. В итоге усиливается разрыв между властью и партиями. Во-первых, нет соответствующего законодательства, чтобы, например, каждая парламентская партия имела время в эфире и вне избирательной кампании. Во-вторых, кажется, нет и желания.
|