Вчера в Баку на заседании Совета министров обороны (СМО) СНГ были утверждены основные направления и мероприятия по реализации концепции военного сотрудничества государств -- участников СНГ до 2010 года. Еще одно конкретное решение касается продления на шесть месяцев полномочий нынешнего командующего коллективными миротворческими силами в зоне грузино-абхазского конфликта генерал-майора Сергея Чебана. Подводя итоги заседания СМО, вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов назвал его «еще одним конкретным шагом на пути расширения военного сотрудничества и углубления отношений доверия и взаимопонимания между государствами содружества».
В условиях отсутствия в Баку армянских военных, которых азербайджанская сторона
не пригласила для участия в работе СМО, поскольку считает их персонами нон грата, а саму Армению - «страной-оккупантом», заявление российского министра обороны об «углублении доверия и взаимопонимания» выглядит довольно странно. Особенно на фоне того, что министр обороны Азербайджана Сафар Абиев прямо на заседании призвал коллег «признать Армению агрессором».
Однако в Баку Сергей Иванов выступил и с более интересными заявлениями. «Что касается Нагорного Карабаха, -- сказал министр, -- то я не исключаю, что в обозримом будущем там могут появиться миротворческие силы для гарантирования выполнения всех политических договоренностей, которые рано или поздно будут достигнуты». «Ситуация ни то, ни се, извините за моветон, не может продолжаться бесконечно», -- добавил г-н Иванов. Упоминание про Нагорный Карабах, видимо, требует уточнения, поскольку говорить о вводе миротворцев можно лишь в зону азербайджано-армянского конфликта, то есть на оккупированные Арменией территории Азербайджана вокруг Карабаха.
Впрочем, наблюдатели обратили внимание на другое. Заявление Сергея Иванова прозвучало в Баку в тот же день, когда главы военных ведомств входящих в организацию ГУАМ Азербайджана и Украины Сафар Абиев и Анатолий Гриценко, обсуждали там создание совместного миротворческого подразделения. Очевидно, в Москве вряд ли подобная идея найдет понимание, если ее инициаторы захотят предложить услуги гуамовских миротворцев для урегулирования карабахского конфликта.
В этой связи характерно прозвучало другое бакинское заявление российского министра обороны, пусть прямо и не относящееся к конфликту. «Мир, безопасность и правопорядок на Каспии должны обеспечиваться самими государствами, имеющими выход на это озеро». Эти слова стали комментарием Москвы на разговоры о планах Вашингтона расположить на Каспии американскую радиолокационную станцию. Хотя, как дипломатично заметил г-н Иванов, сам он «не знает о таких планах».
5 июня в Бухаресте под эгидой Минской группы ОБСЕ должна состояться новая встреча президентов Армении и Азербайджана, Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Но в Москве уже сейчас наверняка озабочены тем, что даже если Баку и Ереван достигнут компромисса в решении конфликта, то на участие российских военных в составе миротворческого контингента в зоне конфликта (скорее всего, под флагом ООН) будут согласны отнюдь не все.
Официальный представитель МИД Азербайджана назвал вчера «взвешенным» заявление Сергея Иванова о размещении миротворческого контингента, поскольку оно свидетельствует о заинтересованности России в карабахском урегулировании. «Позитивом» назвал это заявление и экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов. В интервью «Эхо Москвы» он «не исключил того, что Россия стала бы той миротворческой стороной, которая бы удовлетворила и Армению и Азербайджан».
Реакция официального Еревана на новости из Баку пока еще не поступала. Однако известный армянский политолог, ректор Кавказского института СМИ Александр Искандерян в беседе со «Временем новостей» скептически оценил слова Сергея Иванова относительно перспектив ввода миротворцев в регион и, тем более, его уверенность в том, что ситуация вокруг Карабаха «не может продолжаться бесконечно». «Отнюдь, -- считает г-н Искандерян, -- нынешнее статус-кво как раз может быть весьма продолжительным. В любом случае раньше, чем в Армении состоятся парламентские выборы в 2007 году и президентские в 2008-м, никто из серьезных политиков в Ереване не рискнет идти на компромисс с Баку». Более того, уверен политолог, в определенном смысле «решение карабахского конфликта не в интересах Москвы, поскольку любые преимущества, которые в результате этого получит та или другая сторона, приведет к падению российского влияния на Южном Кавказе».