Время новостей
     N°94, 01 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2006
«Объявить независимость Курдистана равноценно самоубийству»
Чем неспокойнее в Ираке, тем больше опасность развала страны. О сценариях развития ситуации обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал генеральный секретарь иракской Коммунистической партии Курдистана Камаль ШАКИР. Штаб-квартира курдской Компартии находится на севере Ирака, в городе Эрбиле.

-- Высказываются опасения, что Ирак может расколоться на части. Это возможно?

-- Основания для опасений есть. Единство Ирака обеспечивала деспотичная централизованная власть. Демократии не было -- за исключением, пожалуй, короткого периода после революции 14 июля 1958 года (король Фейсал был убит, королевская власть свергнута. -- Ред.). Но и тогда генерал Абдель-Карим Касем очень быстро установил авторитарный режим и развязал боевые действия против курдов. Сейчас предпринимается первая в истории попытка построить демократический Ирак. Но можно ли построить его, опираясь на прежние принципы государственного устройства? Или же надо искать административную систему, более соответствующую новым задачам?

-- И каков ответ?

-- Ответ -- создание в Ираке федерации. Тут возникают проблемы, которые и порождают дискуссии о возможности распада страны. Во-первых, арабские националисты выступают против федеративного устройства с предоставлением широких прав Курдистану -- мол, так курды быстро отделятся. Во-вторых, когда заходит речь о федеративном устройстве Ирака, то выделяют три части: курдский север, суннитский центр и шиитский юг. В самом этом делении кроется опасность, ведь оно проводится по национально-религиозному принципу. В-третьих, в иракские дела вмешивается соседний шиитский Иран, к которому тяготеет шиитский юг Ирака. Наконец, важен вопрос распределения нефтегазовых ресурсов, основные месторождения которых находятся на севере и юге Ирака.

-- Получается, будто проблемы создают сунниты и шииты, а курды ни при чем. Между тем в Курдистане курдская молодежь уже не говорит по-арабски. О каком единстве может идти речь?

-- Курды подвергались в Ираке репрессиям и дискриминации, пережили применение против них химического оружия, незаконное массовое переселение. Это оставило тяжелый осадок. Даже если родной отец так обращается с сыном, то у того нет другого пути, как уйти из дома. После восстания 1991 года и последовавших репрессий курды опять подверглись репрессиям, после чего международное сообщество взяло север Ирака под защиту. Саддам Хусейн вынужден был увести свою администрацию из Курдистана. С тех пор уже 15 лет курды живут в Ираке достаточно самостоятельно.

-- И потому в новой конституции Ирака появились положения, предоставляющие Курдистану право на выход из страны, если права курдов будут нарушены или в государстве не построят демократию?

-- Да, если центральная власть нарушит конституцию, если будут нарушаться права курдов, если будут несправедливо распределяться природные ресурсы, то можно будет проводить референдум о целесообразности нахождения в таком государстве. Но надо учитывать следующее: исторически Курдистан -- это не только север Ирака, но и территории в Иране, Сирии, Турции. Курды разделены между государствами, которые не хотят независимости Курдистана. Это последствие несправедливых договоренностей между мировыми державами сразу после развала Османской империи, вспомните тот же Севрский договор 1920 года (оформил раздел Османской империи. -- Ред.). В мире около 30 млн курдов. Разве они не имеют права на свое государство?

-- То есть стратегическая цель курдов -- собственное государство не только на севере Ирака?

-- Это право курдского народа. Но в нынешних геополитических условиях курдам невыгодно торопиться с этим. Когда Турция и Иран станут подлинно демократическими государствами, вопрос решится сам собой. На это нужно время. Сейчас независимость не выдвигается в качестве политической цели. Объявить независимость Курдистана равноценно самоубийству. Иракские курды ставят вопрос исключительно о строительстве реальной федерации в Ираке.

-- Самая болезненная проблема на этом пути -- будущий статус провинции Киркук, на которую претендуют и курды, и арабы. Для решения этой проблемы новые иракские власти создали комитет по Киркуку. Почему он не начал работу? Ведь его возглавляет ваш товарищ, генсек Компартии Ирака Хамид Маджид Муса?

-- Потому что центральное правительство в Багдаде -- сначала премьер Айад Алляви, а потом Ибрагим аль-Джаафари -- блокировало работу комитета. Товарищ Хамид Маджид Муса хорошо знает проблему, это надежный, честный и нейтральный профессионал. Но из-за противодействия центрального правительства в Багдаде этот комитет остался пока только на бумаге. В него должны были войти представители как от правительства Курдистана, так и от единого правительства Ирака. Курды делегировали своих представителей, а из Багдада никто не появился. У комитета должен быть бюджет, свой персонал. Но денег, несмотря на настойчивые просьбы руководителя комитета, правительство не выдало.

-- Арабы, значит, не хотят отдавать Киркук курдам?

-- Поэтому-то вопрос и заматывается. До сих пор центральное правительство старается направлять на работу в Киркук как можно больше арабов -- служащих, полицейских. Месяц назад министерство нефти решило передать в собственность работникам местной нефтяной компании -- а это в основном арабы -- казенные дома, в которых они поселились в Киркуке. Арабизация города продолжается. У арабов сильны националистические настроения. А ведь в Курдистане живут представители разных национальностей -- арабы, туркоманы, армяне. Речь не о том, чтобы Киркук стал курдским, а о том, чтобы он стал курдистанским, вошел в состав Курдистана.

-- Референдум по Киркуку, на котором будет решаться, войдет ли он в состав Курдской автономии или останется арабским городом, должен пройти не позже 2007 года?

-- Да, причем в три этапа. Первый -- это нормализация обстановки. Тысячи курдских беженцев из Киркука живут в лагерях беженцев в Эрбиле, Сулеймании, других курдских городах. Их надо возвращать, давать компенсации за дома, из которых их выгнали. Интересно, что арабам в Киркуке давали дома без права их продажи или дарения. Это придумал Саддам. Чтобы раз приехали -- так навсегда. Эти арабские семьи должны вернуться туда, откуда прибыли, но на добровольной основе, причем им тоже должны выплатить компенсации. Это не ради изменения демографической ситуации, а ради восстановления исторической справедливости. Второй этап -- проведение переписи населения. Третий этап -- собственно референдум.

-- Когда говорят о референдуме по Киркуку, имеется в виду только город или также прилегающие населенные пункты?

-- В том-то и дело, что к городу привязаны вопросы о других населенных пунктах. Я критиковал это. Районы Махмур, Синджар и другие -- историческая часть Курдистана. Они должны были быть сразу автоматически присоединены к Курдистану, без всякого референдума. Не надо было увязывать эти вопросы воедино.

-- У американцев такие хорошие отношения с иракскими курдами, почему же они не помогают вам решить проблему Киркука?

-- Они не торопятся решать эту проблему. Когда говорят, что американцы стали друзьями курдов, я отвечаю на это: не надо торопиться записывать США в свои друзья. У США нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы.

-- Почему вы, несмотря на развал СССР, сохранили Компартию? Вы верите в идеалы коммунизма?

-- Еще рано о социализме говорить, какой там коммунизм. Но мы не видим другого пути для достижения социальной справедливости. Если выбирать, кто за меня будет отвечать, государство или корпорация, я бы выбрал государство, которое будет нести ответственность перед гражданами, а не использовать только их трудовой ресурс, а потом бросать их на произвол судьбы. СССР и страны социализма не образец. Если идея не была хорошо реализована, это еще не значит, что она плоха. В СССР было много ошибок, я еще тогда критиковал их. Социализм означает демократию и свободу слова. Наша цель сейчас -- построение в Ираке истинной демократии с сильной экономикой.

===========================================================

Камаль Шакир (Абу Самир) родился 12 февраля 1943 года. В 17 лет он стал активистом молодежного движения Ирака, работал в коммунистическом подполье. В 1961 году впервые попал в тюрьму на четыре года. Второй раз он сидел с 1967 по 1968 год. В 1975 году Шакир третий раз оказался в тюрьме, когда не подчинился требованию властей распустить возглавляемую им студенческую организацию. На этот раз его допрашивали с применением пыток и приговорили к смертной казни. Камаль Шакир побывал на виселице -- на его шею надели веревку и уже затянули, как вдруг пришел приказ отложить казнь. Потом он узнал, что отмены казни добились руководители СССР и ГДР Леонид Брежнев и Эрих Хонеккер. Однако и после этого Шакира еще 14 раз выводили на эшафот.

В августе 1979 года Саддам Хусейн получил в Ираке полную власть, которую он прежде делил с президентом Ахмадом Хассаном аль-Бакром. В честь этого была объявлена широкая амнистия, Камаль Шакир вышел из тюрьмы города Мосул. Он сразу же ушел в глубокое подполье и перебрался на два года к партизанам в горы Курдистана. Потом для поправки здоровья и учебы его направили в ГДР. Он работал в Румынии, восемь лет был представителем Компартии Ирака в СССР. В 1991 году Камаль Шакир вернулся из Москвы в Курдистан.