Время новостей
     N°93, 31 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2006
Что сказал регистратор
Началась расшифровка «черных ящиков» погибшего армянского лайнера
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), как стало известно «Времени новостей», в понедельник приступили к расшифровке данных бортовых регистраторов (так называемых «черных ящиков») самолета А320 компании «Армянские авиалинии», 3 мая потерпевшего аварию при заходе на посадку в аэропорту Сочи.

Несмотря на то что во время катастрофы "черные ящики" подверглись сильнейшему динамическому воздействию, а потом еще почти три недели пролежали на морском дне на глубине около 500 метров в агрессивной сероводородной среде, они оказались относительно исправны и сохранили всю информацию -- параметры работы основных узлов самолета и переговоры членов экипажа о том, что происходило на борту А320 в последние минуты и секунды перед трагедией. Правда, предварительное изучение этих данных не помогло пока экспертам выяснить причину катастрофы. Определенные выводы на этот счет, как ожидается, будут сделаны лишь после детального анализа данных «черных ящиков», на что может уйти несколько недель, а возможно, и месяцев.

Самолет авиакомпании «Армавиа», выполнявший рейс Ереван--Сочи, упал и затонул в Черном море при заходе на посадку на удалении 6--7 км от берега в ночь на 3 мая. В результате катастрофы все находившиеся на борту 105 пассажиров и восемь членов экипажа погибли. Техническим расследованием причин происшествия занялась комиссия МАК с участием «Ространснадзора», «Росавиации», «Росаэронавигации», а также представителей Армении и Франции.

Информацию с носителей, заключенных в специальные контейнеры, которые и представляют собой «черные ящики», снимали в Париже. Согласно мировой практике, поврежденные бортовые регистраторы вскрывают в стране-производителе. В случае с А320 этой страной является Франция. В минувшие выходные самописцы были доставлены в Париж в Бюро расследования и анализа (B.E.A.) -- госведомство, которое в этой стране уполномочено вести расследование авиакатастроф.

Хотя конструктивно "черные ящики" изготовляются с броневой защитой и предполагают устойчивость к тепловому воздействию и агрессивным средам, их содержимое все же частично пострадало. К тому же речевой самописец, фиксировавший переговоры пилотов, оказался выполнен по старой конструктивной схеме -- с использованием в качестве носителя информации магнитной ленты, хотя сейчас в Европе для этих целей уже используют микрочипы. Второй, параметрический самописец был изготовлен именно так. В его микросхемах записаны не только высота и скорость полета, которые следователи почти сразу выяснили на основании данных локатора в аэропорту Сочи, но и режим работы двигателей, положение рулей, закрылков и еще целого ряда агрегатов и приборов.

Работы по снятию информации с ленты и чипа проводились с использованием технической базы B.E.A., как отмечено в официальном сообщении МАК, «в полном соответствии с технологическими и процедурными нормами с участием представителей авиационных властей Армении и России». Запись на обоих самописцах, несмотря на повреждения, оказалась в удовлетворительном состоянии, и уже в воскресенье информация была скопирована на другие носители.

К расшифровке, а точнее, к аналитической обработке информации, эксперты МАК приступили в понедельник в Москве. Что происходило на борту упавшего самолета, специалисты в принципе уже установили, но сказать, почему именно аэробус рухнул в Черное море, пока не могут. Ответить на вопрос о причинах катастрофы можно будет только после досконального сопоставления по времени данных обоих самописцев и разговоров экипажа с диспетчером. Некоторую сложность добавляет и то, что часть разговоров в кабине велась на армянском языке, и для точного установления ситуации приходится их переводить. По предварительным расчетам, уйдет на все это не меньше месяца. До этого момента давать какие-либо официальные комментарии в МАК отказываются.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России