|
|
N°93, 31 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умеренность в завтрашнем дне
Российские мусульмане ищут «средний путь»
Российские и зарубежные мусульмане пытаются определить причины, толкающие их молодых единоверцев на путь радикализма, и найти адекватный ответ на этот вызов. Почти седьмая часть населения России (около 20 млн человек) исповедует ислам. И «было бы неверно утверждать, что среди них нет радикалов, действующих совсем не по мусульманскому принципу «Цель оправдывает средства». «Увы, есть, -- признался председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин на открытии конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России». -- Одна из наших главных задач сегодня -- выработать формы и методы просветительской работы с молодыми людьми, чтобы вернуть их на прямой путь умеренности».
На международную конференцию, открывшуюся под эгидой Совета муфтиев, приехали представители Всемирной организации по сближению исламских школ из Ирана, ливийской Ассоциации исламского призыва и кувейтского министерства по делам ислама. Организаторы считают важным именно участие Кувейта как государства, официально пропагандирующего религиозную умеренность.
Именно к умеренности Равиль Гайнутдин и призвал молодежь. Он говорил также о гуманистических ценностях ислама, которые, по его мнению, остались без внимания в последние десятилетия. «Некоторым нашим братьям куда проще вести бесплодные споры про распавшийся халифат и проклинать западную либеральную культуру, не предлагая ничего взамен», -- сказал глава Совета муфтиев. По его мнению, система ценностей либерализма в условиях «общества потребления» тоже переживает серьезную подмену понятий. «Гуманистические ценности в исламе -- это не отрицание всеобщих прав и свобод человека, а свод моральных норм поведения, обязательный для мусульман. Это наша мирная цивилизационная альтернатива псевдолиберальной трактовке прав и свобод человека».
Равиль Гайнутдин назвал несколько причин, по которым исламская молодежь часто склоняется в сторону отнюдь не мирной альтернативы и уходит, как принято говорить на Северном Кавказе, «в лес». По его мнению, это явление «не имеет источника в исламе», и причины его «вполне земные», тогда как религия не только не санкционирует, но и запрещает экстремизм. Среди земных причин глава Совета муфтиев назвал тяжесть экономического положения, особенно в кавказских регионах, безработицу, коррупцию, социальную невостребованность, усиление национализма и ксенофобии и неоправданно негативный образ мусульман в ряде СМИ. Радикализации, по его мнению, способствует также «необъективное отношение к мусульманам отдельных органов власти». Говоря в этой связи о причинах озлобления людей, Равиль Гайнутдин обратился к примеру расследования убийства девятилетней таджикской девочки в Петербурге, но не стал касаться гораздо более болезненной темы прошлогодней атаки Нальчика. Хотя это нападение, по мнению многих наблюдателей, было во многом связано с неадекватным поведением местной милиции по отношению к общине верующих. Шейх назвал среди негативных факторов и практику препятствования строительству мечетей -- по его словам, в итоге верующие собираются на квартирах или в частных домах, где часто проповедуются радикальные идеи.
Выход из положения сторонники умеренного ислама видят в развитии в России системы исламского образования, которая могла бы воспитать новое поколение образованных священнослужителей, пользующихся доверием верующих и проповедующих гуманистические ценности. Кроме того, важным является межконфессиональный мир и равноправие: в частности, Совет муфтиев полагает, что в светских школах должны преподаваться основы всех четырех «традиционных» религий России -- православия, ислама, иудаизма и буддизма.
Иван СУХОВ