Время новостей
     N°188, 12 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2001
Путин против Путина
Фестиваль «Интерфото 2001» показал российских лауреатов в мировом контексте
В выставочном зале «Новый Манеж» открылся 7-й московский международный фестиваль профессиональной фотографии «Интерфото 2001». В этом году он проходит под девизом «Земля и небо: мир в цифровом фокусе».

Фестиваль посвящен двум темам: «Природа и окружающий нас мир» и «Будущее цифровой фотографии». Перспективы второй темы настолько же очевидно радужны, насколько печальны они у первой. Семинары и выставки в Манеже призваны убедить в этом фотографов и зрителей. Выставка «Обнаженным взглядом» из собрания Фонда защиты дикой природы уже побывала во множестве мест -- Франкфурте, Хельсинки, Гааге и др. Лучшие фотографы мира блестяще справились с нелегкой задачей «визуализации далеких и неясных человечеству угроз». Разнообразием трактовок темы и совершенным, недоступным пониманию качеством исполнения они сильно отличаются от лучших российских фотографий года, разместившихся в том же зале.

Традиционная часть фестиваля -- выставка работ победителей ежегодного конкурса «Пресс-фото России», нашего главного конкурса фотожурналистики, выглядит откровенно убого. Проходит она спустя полгода после оглашения результатов конкурса. Унылыми длинными рядами развешаны фотографии без рам. К стенам они прикреплены скрепками, вяло имитирующими минималистский дизайн. Так же, мягко говоря, скромно оформлена выставка агентства Reuters «Цифровая фотография». Организаторы ссылаются на недостаток средств, но кажется, что подобная подача -- демонстративно информационная, становится новой стратегией фестиваля. И напрасно, выставки всегда были его украшением.

Как известно, «Лучшей фотографией года» международное и авторитетное жюри признало работу Владимира Веленгурина «Спящие солдаты», а «Лучшим фотопроектом года» -- «Школу классического танца» Жаклин Миа Фостер. Выбор жюри понятен. Веленгурин -- один из лучших наших фотографов, работа действительно замечательная и выделяется среди других, преодолевая упомянутые уже особенности экспозиции. Закономерна и победа единственного фотографа не российского происхождения в конкурсе репортажей. Балетная школа Фостер, история о маленьких девочках, которых учат и мучают балетом, -- жесткий и емкий репортаж. На его фоне российские номинанты выглядят довольно бледно. Даже лучшие из них -- «Трагедия Курска» Александра Степаненко и «Война в Чечне» того же Веленгурина нуждаются в тексте и не могут своими силами «рассказать историю». По мнению организатора фестиваля фотографа газеты The Washington Post Люшена Перкинса, отечественные газеты и журналы, так же, как двадцать лет назад американские, недооценивают возможности визуальных образов и продолжают делать ставку на тексты. Соответственно, они не готовы предоставить фотографам достаточно времени и средств для серьезной работы над репортажами.

Богатый событиями год предоставил слишком много возможностей фотографам-репортерам. Взрывы, пожары, трагедии трудно сравнивать между собой и показывать на выставках вместе с другими сюжетами. Первая премия Дмитрия Азарова -- шокирующие кадры «Взрыва на Пушкинской площади» -- признание профессионализма в самом трудном для нашей журналистики жанре, требующем столько же мужества, сколько и жесткости.

В номинации «События и люди» в ряд висят исключительно изображения президентов. Фотографии В.В. Путина заняли все три места в разряде «одиночная фотография», а «Мой президент» Александра Раубе удостоился второго места как фотопроект. Первое было отдано репортажу Юрия Феклистова «26 марта. Выборы Путина», главный герой которого не Путин, а президент предыдущий. В одиночном разряде соревновались «Путин на ГАЗе» Дмитрия Азарова, «Новый президент России» Константина Завражина и «Президент Путин в Храме Христа Спасителя» Михаила Джапаридзе. Победила довольно банальная работа Азарова. На выставке особенно заметно, насколько интереснее две другие. Курьезное соревнование фотографий Путина между собой можно было бы выделить в отдельную номинацию. Это дало бы шансы изображениям других «событий и людей».

Как обычно, важнейшая часть фестиваля -- семинары и слайд-программы. Вот уже несколько лет «Интерфото» по мере возможностей восполняет отсутствие в России профессионального фотографического образования и предоставляет возможность непосредственного общения со звездами мировой фотографии. Как ни странно, но для западных фотографов Москва до сих пор остается экзотикой, и они охотно приезжают сюда на весьма скромных условиях. В этом году ожидают знаменитого американского фотокорреспондента Стива Маккарри и англичанина Мартина Парра из Magnum Photos, а также Майкла Николса из National Geographic. Экспериментальную фотографию представляет англичанин Тим Макмиллан. Звезды едут в Москву, как это принято, на «Интерфото» не только себя показать, но и в буквальном смысле посмотреть других. Сложной, выматывающей и очень полезной частью их миссии является просмотр портфолио российских фотографов. Для последних это шанс, хотя и небольшой, войти в элиту международной фотографии и реальная возможность получить высокопрофессиональный совет. Трудно сказать, какое влияние оказывает деятельность «Интерфото» на развитие отечественной фотографии. Повышение ее технического и культурного уровня в последние годы так же очевидно, как отсутствие новых ярких имен.

Инна БАЛАХОВСКАЯ