|
|
N°188, 12 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Неразумных действий мусульмане Москвы совершать не собираются»
О настроениях московских мусульман в связи с военными действиями США против режима талибов корреспонденту газеты «Время новостей» Ивану МАГЕРУ рассказал муфтий Москвы и Московской области Махмут ВИЛИТОВ.
-- В контексте событий, происходящих в Афганистане, возможны ли какие-либо репрессивные меры против мусульман, живущих в Москве?
-- У России нет причин воевать против собственного народа. Страна и так имеет очень много врагов и, по сути дела, изолирована от всего мира. Мы потеряли Варшавский договор, еще не приняты в НАТО, хотим быть в европейском сообществе, но там сразу двери не открывают. Выходит, что среди нашего ближнего окружения остается только исламский и буддистский мир. В нашей истории уже были гонения на мусульман и христиан после Октябрьской революции и во времена сталинизма. Теперь никто не плачет над могилами тех, кто занимался репрессиями. Сейчас нет причин для противостояния внутри страны еще и потому, что и имамы, и муфтии очень лояльны к российской власти. Вообще ислам никогда с нашей Россией не воевал.
-- Но разве не является нарушением прав мусульман то, что московская милиция в метро и на улице обыскивает людей, руководствуясь их национальной принадлежностью?
-- Очень унижает, когда заглядывают к человеку в карманы. Мы можем сколько угодно возражать, но кто же слышит наш голос? Здесь в первую очередь играет роль специфика и менталитет российской милиции. Нам остается только просить Аллаха о том, чтобы он внушил власти хотя бы немного милосердия к людям, живущим в нашем обществе. Россия не должна стать государством, настроенным против части своего народа, исповедующей ислам. Это был бы неразумный путь. Настораживает появившийся последнее время в Москве национализм и изобретение такого понятия как «лица кавказской национальности».
-- В связи с событиями в Афганистане возможен ли рост радикальных настроений среди мусульман Москвы?
-- Московские мусульмане сейчас очень осторожны, особенно чеченцы. Поэтому радикализма я не чувствую, и никаких неразумных действий вроде терактов мусульмане Москвы совершать не собираются. У мусульман есть мощное оружие -- это молитва Аллаху, который знает, кто ошибается, а кто нет. С богом никто не может воевать. Например, природная стихия в Ленске была не случайна -- это способ напомнить народу о нарушении пределов дозволенного. Поэтому я не исключаю, что при условии ошибочных действий как российского руководства, так и простого народа в следующем году, со изволения Аллаха, возможно возникновение других природных катаклизмов и эпидемий. Но, конечно, в своих молитвах мы никогда не просим Аллаха об этом.
-- Собираются ли исламские организации Москвы оказывать гуманитарную помощь афганскому народу?
-- Уровень жизни мусульман сейчас настолько низок, что средств едва хватает, чтобы прожить самим. По-моему, оказанием помощи Афганистану в первую очередь должно заниматься наше государство, а также российские бизнесмены, тесного союза которых с религией я пока, к сожалению, не чувствую.
-- Каким образом в поисках решения афганской проблемы мусульмане взаимодействуют с русской православной церковью?
-- Верховный муфтий России и стран СНГ Талгат Гаджуддин в очень хороших отношениях с православной церковью и Алексием II, они регулярно встречаются. Но сейчас, по-моему, оба ждут команды сверху, как себя вести. Теперь ничего не делается без оглядки на президентскую администрацию, но, подчеркиваю, это мое субъективное мнение, возможно, оно ошибочно. Кроме того, нашего верховного муфтия я очень часто вижу среди политиков. Может быть, вместе они что-нибудь придумают. Могу добавить, что в конце октября мусульмане будут проводить конференцию, лейтмотивом которой станет фраза «Ислам и терроризм несовместимы».
-- Может ли российская молодежь, исповедующая ислам, начать помогать талибам?
-- На Кавказе, где очень сильна религия, возможно, найдутся такие люди. Но массовой помощи со стороны российских мусульман не будет. Бесполезно пытаться повлиять на американскую политику, хотя желание такое безусловно есть. У всех нас семьи, дети, гражданские обязательства и масса собственных проблем, поэтому нет причин брать в руки автомат. Жаль только безвинно убитых афганцев. Америке сейчас не нужен живой Бен Ладен, чтобы он, чего доброго, не заговорил в суде о роли американских спецслужб в поддержании террористических организаций во многих странах мира и о своих нефтяных, коммерческих делах, «прокачивании» денег через американские банки.
-- Как вы относитесь к той точке зрения, что столичная торговля большей частью контролируется выходцами с Кавказа, которых многие москвичи не прочь выдворить из города?
-- А что делать, если русский народ, хоть и работящий, но инертный, к тому же очень любит женщин, деньги и выпивку. Без участия людей с Кавказа в Москве едва ли возможна прибыльная торговля. Аллах запрещает мусульманину банковские дела на основе ростовщичества, но разрешает честную торговлю.
-- В советское время не акцентировали внимание на национальности -- принято было выражение «советский народ». Правильно ли это было?
-- Это переняли у Америки. Очень удобно было таким путем сблизить нации. Советское время отличала терпимость между народами, населяющими Советский Союз. Но тогдашняя оторванность людей от бога оказалась пагубной для самого государства.
-- Махмут Хазрат, несколько дней назад вы сказали, что логика мусульман во многом не совпадает с современной демократической логикой. Что такое, по-вашему, демократическая логика?
-- Демократия -- это когда забыли Аллаха и последовали за своими желаниями, своими страстями. Это ошибочный путь. Нет у демократов святой основы, не знают они Святого Писания, которое, по их мнению, является ограничителем свободы. Не нужно думать, что в исламе права и свободы отсутствуют. Просто слово «свобода» нужно понимать правильно. Человек, исповедующий ислам, вправе по своему усмотрению выбирать профессию, набираться полезных знаний, иметь свой стиль в одежде... Но при этом нужно слушать других людей, научиться уважать их мнение. Сейчас демократические силы думают, как бы унизить людей, исповедующих ислам, внушить своим последователям мысль о неполноценности мусульман. А на самом деле в том, что теперь происходит в мире, виноват не ислам, а условия, созданные демократами -- людьми, потребности которых часто не совпадают с нормами ислама и в понятии о едином боге.
Беседовал Иван МАГЕР