Время новостей
     N°92, 30 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2006
Угадать направление ветра
Жюри Каннского фестиваля предпочло британского социалиста испанскому задире
В воскресенье в Канне завершился 59-й Международный кинофестиваль. Жюри, которое в этом году впервые за всю историю фестиваля возглавлял кинематографист из Китая Вонг Карвай («Чунгимский экспресс», «Любовное настроение», «2046»), присудило главный приз -- «Золотую пальмовую ветвь» -- 70-летнему британскому режиссеру Кену Лоучу за фильм «Ветер, что колышет ячмень» (фильм назван по строке популярной баллады ирландского поэта Роберта Двайера Джонса «The Wind that Shakes the Barley», в нашем прокате он скорее всего получит название «Ветер, что колышет вереск», что, понятно, для нас романтичнее).

Вонг Карвай, открытый для Запада Квентином Тарантино, участвовал в каннском конкурсе почти со всеми своими картинами и лишь однажды был удостоен приза за режиссуру («Счастливы вместе», 1997 год). Узнав о своем назначении председателем жюри, Карвай процитировал китайскую пословицу: "Нельзя предугадать появление ветра, но нужно всегда держать окно открытым". Ветер в данном случае, очевидно, веял с левого фланга. Первую свою крупную фестивальную награду заслуженный британский социалист получил за фильм о прошлом национально-освободительного движения в Ирландии. Его герои, два брата, вроде бы находятся по одну сторону баррикады, однако в начавшейся гражданской войне оказываются врагами. По словам Лоуча, картина о том, что насилие невозможно оправдать никакими идеями и идеалами, а частные, внутрисемейные конфликты могут быть не менее страшны, чем ужасы войны.

Принимая награду, Лоуч отметил, что его картина является «небольшим шагом по осознанию Великобританией своего колониального прошлого», и провел параллели с современной ситуацией в Ираке: «После неизбежного ухода оккупационных войск из Ирака народу этой страны придется налаживать на руинах демократическую жизнь». После этого решения Вонгу Карваю по возвращении на родину не придется краснеть перед китайскими товарищами.

Очень по-китайски выглядит и решение жюри по поводу номинаций за лучшую роль. Призерами стали актерские коллективы -- пять испанок, сыгравших у Педро Альмодовара в «Возвращении», и четверо французов, выходцев из Северной Африки, снявшихся у Рашида Бушареба (французского режиссера алжирского происхождения) в военной драме «Туземцы» («Indigenes»).

Гран-при -- по сути, второе место -- досталось французу Брюно Дюмону за фильм «Фландрия» (Flanders). Брюно Дюмон уже получал Гран-при в 1999 году за «Человечность», и с тех пор критики неизменно отдают ему должное. О его новом фильме отзывались и как о лучшем в конкурсе, и как о неудачном и слишком политизированном. Речь в нем идет о простых крестьянских парнях из некоей условной европейской Фландрии, которых отправили воевать в некую условную мусульманскую страну. С обычной для себя прямотой Дюмон показывает, как насилие рождается от насилия, как европейцы насилуют женщину, которая в них стреляла, а потом родственники женщины отрезают у них половые органы, а потом оставшийся в живых вышибает мозги родственникам родственников.

Отдав должное правильному направлению -- а награжденный за лучший мужской коллектив фильм «Туземцы» рассказывает о солдатах из Северной Африки, освобождавших Францию в 1944 году от немецкой оккупации, предлагая, тем самым, «еще раз присмотреться к тем, кто участвовал в недавних беспорядках во французских пригородах, и задуматься об их роли в жизни страны» -- жюри поощрило и собственно искусство.

Приз за лучшую режиссуру получил мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту («Сука-любовь» и «21 грамм») за новую картину «Вавилон» (Babel). Ему же достался приз экуменического жюри. В фильме Иньярриту параллельно рассказано несколько сюжетов: про марроканских мальчиков-пастухов, случайно ранивших американскую туристку; про мексиканскую няньку, везущую своих подопечных на свадьбу своего сына; про глухонемую японскую девушку, и про американскую семейную пару. Все линии сойдутся в финале, обнаружив тайные связи всего со всем. По мнению многих журналистов, Иньярриту переборщил со случайностями, совпадениями и капризами рока в своем фильме и потому он получился слишком искусственным. Несмотря на актерский дуэт Кейт Бланшетт и Брэда Питта, который многие оценили.

Фильм Педро Альмодовара «Возвращение» (Volver), считавшийся главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь», помимо награды за женский ансамбль, получил «утешительный» приз за лучший сценарий. Сам Альмадовар иронично отметил, что лишь подтвердил правило, по которому числиться на Каннском фестивале в фаворитах автоматически значит не получить главный приз. Его фильм всего лишь ироничная семейная драма, и она, учитывая явную склонность жюри к фильмам на тему войны вообще и роли общества и его ответственности в частности, рассказ о матери, после своей смерти возвращающейся к дочерям, чтобы покаяться в грехах, никак не могла выйти на первое место. Впрочем, любимая актриса Альмадовара Кармен Маура еще до распределения призов уже предсказала этот результат: «Возвращение» -- лучший в мире фильм, можете мне поверить. В своем сердце я уже отдала ему «Золотую пальмовую ветвь». Но настоящая ветвь уйдет к другому фильму. «Возвращение» не нуждается в ней. Он раскрутит себя без всяких пальм. Фестиваль должен продвигать новаторов или режиссеров, ставящих острые социальные проблемы».

«Золотую камеру» получил румынский режиссер Корнелиу Порумбою за фильм «12:08 к востоку от Бухареста» о румынской революции 1989 года. Международная ассоциация кинокритики ФИПРЕССИ вручила свой приз Нури Бильге Сейлана, турецкому режиссеру минималистской драмы «Времена года», на удивление снятой не о межнациональных отношениях или насилии, а, напротив, о любви в любую погоду.

Спецприз жюри получил психологический триллер «Красная дорога» (Red Road) -- дебютная работа британки Андреа Арнольд -- о женщине-операторе камер наружного наблюдения в Глазго, которая покидает свой пост, заметив человека, который когда-то стал невольной причиной смерти ее мужа и ребенка.

В «коротком метре», жюри которого возглавлял Андрей Кончаловский, победила лента 31-летнего норвежца Бобби Пирса «Наркоман» (Sniffer). Кроме того, оно специально отметило еще две картины -- канадско-французскую ленту «Городская сказка» (Conte De Quartier) Флоренс Миайле и аргентинский фильм «Первый снег» (Primera Nieve) Пабло Агеро.

Самой неожиданной неудачей на фестивале стала картина «Мария-Антуанетта» американки Софи Копполы. Считавшаяся одним из главных претендентов на высшую награду, она не получила ни одного приза. Единственный российский фильм в каннских конкурсах («Золотая камера» и «Особый взгляд») «977» Николая Хомерики также никак не был отмечен.

Дарья ЮРЬЕВА
//  читайте тему  //  Кино