|
|
N°92, 30 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турецкий газовый узел
«Газпрому» предстоит сражение за ворота в Южную Европу
Сегодня в Стамбуле пройдет очередное заседание российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Делегация во главе с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко обсудит с турецким госминистром Кюршадом Тюзменом проблемы и перспективы взаимодействия. По информации «Времени новостей», Турция вновь включила в повестку встречи «условия поддержания роста поставок российского газа», а значит, предстоит очередной раунд непростой торговли, связанной с появлением у Анкары альтернативного источника поставок газа -- Азербайджана. Сама Турции не испытывает потребности в азербайджанском газе, но стремится стать воротами на рынки Южной Европы. И не преминет организовать конкуренцию между потенциальными поставщиками газа в регион -- на данном этапе между «Газпромом» и консорциумом, который работает на месторождении Шах-Дениз. Кроме того, на транзитные мощности претендует Иран. А в перспективе в регион начнет поступать еще и египетский газ по маршруту Египет--Иордания--Сирия--Турция.
В интервью британской The Financial Times президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что у его страны вновь возникли европейские экспортные амбиции. «До прошлого года мы рассматривали только Турцию и Грузию в качестве рынков сбыта для азербайджанского газа, -- сказал он. -- Теперь ситуация изменилась». По его словам, в Баку теперь видят, что спрос на дополнительный объем газа в Европе становится все более очевидным, и собираются внимательно оценить эту потребность. Он также пообещал учесть это в производственных и инвестиционных планах в рамках газовых проектов на территории Азербайджана.
В прошлом году турецкий монополист Botas получила около 18 млрд кубометров российского газа, в том числе 5 млрд по газопроводу «Голубой поток». Еще примерно 4,5 млрд кубометров поставляет Иран, столько же из Алжира и Нигерии в виде СПГ поступает в западную часть страны. В конце 2006 года начнется промышленная эксплуатация месторождения Шах-Дениз в Азербайджане. Согласно контракту от 2001 года с консорциумом во главе с BP компания Botas закупит до 2 млрд кубометров азербайджанского газа до конца текущего года, а с 2007-го объем поставок должен вырасти до 6,6 млрд кубометров. Параллельно должен расти импорт газа по «Голубому потоку» с выходом на проектные 16 млрд кубометров (с учетом правила take or pay минимум до 13 млрд кубометров) к 2010 году. При этом среднегодовой рост спроса не превышает 2,5--3 млрд кубометров, хотя по прогнозам конца 90-х потребление газа в Турции к концу нынешнего десятилетия должно было достичь 55 млрд кубометров в год.
Для того чтобы пристроить лишний объем газа, Анкара объявила себя газотранспортными воротами в Южную Европу. И даже договорилась с Грецией о строительстве газопровода мощностью 3,5 млрд кубометров, который должен заработать в начале следующего года (предусмотрена возможность его расширения до 11 млрд кубометров с целью доставки газа на итальянский рынок). Обсуждается и коридор через Болгарию и Румынию, известный как Nabucco. Параллельно идет многосторонний торг с потенциальными поставщиками газа. Причем Анкара сама стремится стать продавцом газа в Европу и, соответственно, предлагает России, Ирану и Азербайджану в качестве базовой переговорной позиции предоставить ей право реэкспорта. Из-за этого в конце прошлого года Тегеран даже приостановил соответствующие контакты с турецким руководством. С такой постановкой вопроса не согласны ни «Газпром», ни поставщики азербайджанского газа.
Тем не менее торг продолжается, и напряженность в диалоге между Москвой и Брюсселем, приправленная нервным поиском альтернативных источников газоснабжения, в данном случае играет явно не на руку российской стороне. Турция рвется в Евросоюз и вполне может сделать еврочиновникам приятное, отдав предпочтение азербайджанскому газу. В этом случае судьба российской инициативы строительства второй нитки «Голубого потока», о которой в конце прошлой недели вновь заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев (а в ноябре прошлого года об этом говорил Владимир Путин по итогам трехсторонних переговоров с лидерами Турции и Италии во время церемонии официального открытия «Голубого потока»), останется под вопросом. Тем более что для Турции азербайджанский газ по экономическим параметрам может быть привлекательнее российского, который идет с далеких месторождений Западной Сибири.
Алексей ГРИВАЧ