Время новостей
     N°93, 31 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2006
Процедурный ответ
Совет Федерации готовит законы о правилах принятия законов
Глава администрации президента Сергей Собянин письменно ответил сенаторам на предложение разработать три новых законопроекта о процедуре принятия законов парламентом. По мнению г-на Собянина, большинство вопросов, которые сенаторы собираются регулировать новыми законами, уже регулируются существующим законодательством. Иными словами, администрация президента не считает эту работу целесообразной.

Сенаторов такая позиция не останавливает -- в начале июня пройдет третье заседание рабочей группы по подготовке проектов законов о парламенте Российской Федерации, о нормативно-правовых актах и о порядке принятия федеральных законов.

Идея прописать порядок законодательной деятельности в очередной раз возникла у Совета Федерации при разработке доклада о состоянии законодательства в России в 2005 году. Концепции трех законов были предложены в докладе, а стратегической целью проектов законов было объявлено построение стройной цепочки в законодательной деятельности: правотворчество -- правоприменение -- мониторинг.

Закон о порядке принятия конституционных законов с другим названием уже существует, более того, три года назад он прошел первое чтение в Госдуме. Правда, дальше первого чтения дело не пошло. Сенаторы внесли его снова, ссылаясь на то, что совершенствование законодательства -- один из приоритетов государственной политики, о чем говорил и президент. Необходимость принятия новых законов представители верхней палаты парламента объясняют тем, что процесс принятия законов проходит не совсем понятным образом для всех его участников. Случалось, что противоречия между Советом Федерации и Государственной думой в этой сфере "поднимались" даже на уровень Конституционного суда.

Также представители Совета Федерации надеются понять, насколько синхронно действуют палаты парламента, насколько синхронизированы регламенты их работы. В новых процедурных законопроектах, в частности, должны быть описаны сроки подготовки и прохождения законов через обе палаты парламента.

На первом заседании рабочей группы 4 апреля председатель Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что «недостаточная правовая урегулированность законодательного процесса относится к числу ключевых государственных проблем». Спикер раскритиковал Госдуму за частую практику, при которой некоторые законопроекты принимаются депутатами в двух, а то и трех чтениях сразу. Такая ускоренная процедура рассмотрения проектов, по мнению председателя верхней палаты, резко снижает их качество. Принимая законы сразу во втором и третьем чтениях, депутаты лишают всех участников процесса возможности вносить предложения о возврате закона в первое чтение для внесения поправок.

Не устраивает сенаторов и порядок принятия «пакетных поправок» -- когда изменения в несколько законов (иногда их число достигает почти сотни) вносятся одним новым законом. Именно такая схема сработала при принятии знаменитого 122-го федерального закона, прописавшего монетизацию льгот, -- он внес изменения в 250 действующих законов. Неудивительно, что парламентарии даже не успели познакомиться со всеми поправками, которые одобрили, и обсудить их.

Правда, такая спешка со стороны нижней палаты парламента не мешает верхней палате одобрять практически все пришедшие оттуда законы. В действующем законодательстве также нет указания по срокам, когда правительство должно представить свои заключения на вносимые законопроекты.

Проводивший второе заседание рабочей группы 25 мая председатель комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий палаты Геннадий Бурбулис сообщил, что для сенаторов принципиальным будет одновременное рассмотрение в Думе всех трех законов: «Должно быть целостное регулирование этой сферы, идейно все предложенные законы похожи, хотя закон о нормативно-правовых актах -- базовый».

Первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Юрий Тихомиров на втором заседании рабочей группы обратил внимание коллег на то, что в половине субъектов федерации уже есть законы о нормативно-правовых актах: «Причем, в некоторых регионах -- просто замечательные. Их нужно брать на вооружение, потому что отменять такие законы жалко». Правда, перед тем как определиться с региональными законами, сенаторам надо решить глобальный вопрос -- будут ли разработанные ими три новых закона регулировать правоотношения на более низком уровне власти, во всех субъектах федерации.

Бывший представитель Мосгордумы в верхней палате парламента, ныне эксперт при комиссии Совете Федерации Владимир Плотников посоветовал при принятии законопроектов постараться не вторгаться в процесс разработки законов. «Законопроекты должны регулироваться новыми законами с момента внесения на рассмотрение в Госдуму, -- пояснил он. -- А для проектов предлагаю просто установить определенные требования». При этом эксперт предложил проекты всех законов публиковать, чтобы таким образом создать возможность их публичного обсуждения.

При разработке проектов о рассмотрении парламентом законов сенаторов почему-то не обеспокоила низкая законотворческая активность коллег по палате. Из 245 принятых в прошлом году законов Советом Федерации был внесен только один, да и то касался он статуса члена верхней палаты парламента.

Дарья ГУСЕВА