|
|
N°92, 30 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Совет Европы доволен делом Кулаева
Россию похвалили за приговор и пригласили на футбол
Вчера Москва на один день стала столицей всей Европы. В столичном «Президент-отеле» прошло выездное заседание Постоянной комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), приуроченное к российскому председательству в комитете министров этой организации. В феврале членству России в Совете Европы исполнилось 10 лет. За это время Россия присоединилась почти к полусотне важнейших договорно-правовых актов СЕ, в том числе к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поясним, что высшим исполнительным органом объединяющего 46 государств Совета Европы является комитет министров. Именно в нем с 19 мая по 15 ноября нынешнего года председательствует Россия. Законодательные функции в Совете Европы принадлежат ПАСЕ. В перерывах между сессиями ПАСЕ от ее имени говорит Постоянная комиссия, куда входят представители всех 46 стран, а также политических групп. Вот эта комиссия и заседала вчера в российской столице.
Евродесант возглавил председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден. Он не только поучаствовал в заседании, но и встретился с президентом России. Владимир Путин назвал ПАСЕ «одним из крупнейших и в значительной степени уникальных парламентских объединений» и пообещал, что Москва использует свое председательство в комитете министров Совета Европы для развития сотрудничества между Россией и ПАСЕ. Рене ван дер Линден не остался в долгу и пригласил российского лидера принять участие в одном из ближайших пленарных заседаний ПАСЕ в Страсбурге.
Вчера в Москве на выездной сессии постоянного комитета ПАСЕ обсуждали самый широкий круг вопросов. Среди них референдум о независимости в Черногории, довыборы парламента Азербайджана, экономические проблемы Украины, миграция трудовых ресурсов из стран Центральной и Восточной Европы, безопасность европейских авиаперевозок. Важное место в дискуссиях заняло обсуждение бюджета Совета Европы на 2007 год. По мнению вице-спикера ПАСЕ и главы думского комитета по международным делам Константина Косачева, это не случайно: бюджетные параметры все еще недостаточно сбалансированы. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» он выделил несколько главных недостатков бюджета: «Во-первых, это несправедливое распределение ресурсов по странам -- членам организации, а во-вторых -- излишняя концентрированность на правозащитной проблематике». Российский парламентарий полагает, что последнее обстоятельство не позволяет ПАСЕ уделять должное внимание другим важным вопросам -- социальной сфере, экономике, культуре, образованию, науке. Г-н Косачев убежден, что по всем этим направлениям «Совет Европы мог бы быть более активным, включая финансирование соответствующих проектов».
Москва недовольна также стремлением европейских парламентариев навязывать свои представления суверенным государствам, безапелляционно судить о «зрелости» демократии в той или иной стране. Не случайно Сергей Лавров счел нужным заявить вчера, что «демократические модели, навязываемые извне, просто не работают и не дают всходов», они «могут даже вызывать отторжение».
Еще одним узким местом в отношениях Москвы и Страсбурга остается вопрос об отмене в нашей стране смертной казни. Россия подписала соответствующий протокол при вступлении в Совет Европы и с тех пор соблюдает мораторий на исполнение смертных приговоров. Вчера Сергею Лаврову пришлось объяснять задержку с ратификацией протокола. Он связал ее с необходимостью учитывать общественное мнение, в том числе и настроения депутатов Федерального Собрания. Председатель ПАСЕ поддержал министра и выразил убежденность, что «Россия взяла на себя эти обязательства, и Россия их выполнит». «Это вопрос времени», -- подчеркнул г-н ван дер Линден. И как бы в подтверждение его слов спикер Госдумы Борис Грызлов назвал ратификацию протокола об отмене смертной казни «одним из национальных приоритетов» России.
На днях Россия представила весомое доказательство приверженности этому обещанию. В Европе пристально следили за длившимися около года судебными слушаниями по делу Нурпаши Кулаева -- единственного оставшегося в живых участника захвата 1 сентября 2004 года школы в Беслане. 26 мая Верховный суд Северной Осетии приговорил террориста к пожизненному заключению в колонии особого режима, хотя обвинение настаивало на исключительной мере наказания. При вынесении приговора как раз и был учтен соблюдаемый Россией мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров. Вчера в Москве Рене ван дер Линден вспомнил дело Кулаева и подчеркнул, что «в решении по бесланскому делу были использованы рекомендации Совета Европы».
Впрочем, не одним лишь Уголовно-процессуальным кодексом прирастают отношения России и ПАСЕ. Господин ван дер Линден вчера пригласил российских парламентариев в Страсбург на футбольный матч между сборными российской Госдумы и ПАСЕ. И встретил благожелательный отклик депутатов.
Петр ИСКЕНДЕРОВ