|
|
N°188, 12 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бриллианты без диктатуры
Вчера завершился очередной раунд переговоров российского монополиста по добыче алмазов АЛРОСА с транснациональной корпорацией De Beers. Касались они заключения очередного пятилетнего соглашения о поставках российских алмазов. И хотя предполагалось, что этот этап переговоров закончится подписанием соглашения, стороны расстались, подготовив новый проект документа. Итоги только что завершившихся переговоров никто из них не комментирует. Финальная встреча, как предполагается сейчас, состоится в ноябре.
О нюансах взаимоотношений правительства России, компаний АЛРОСА и De Beers накануне переговоров корреспонденту газеты «Время новостей» Владиславу ДОЛГОВУ рассказал президент АЛРОСА Вячеслав ШТЫРОВ.
-- Недавно Гохран России подготовил проект указа президента «О ввозе и вывозе природных алмазов и бриллиантов». Отразился ли этот документ на позициях сторон во время переговоров о заключении торгового соглашения АЛРОСА с De Beers?
-- Существует точка зрения, что этот документ разрушит сложившуюся систему взаимоотношений нашей компании с De Beers. Она абсолютно неверна. Проект указа не препятствует деятельности нашей компании на внешнем рынке и заключению торгового соглашения с De Beers. Но, учитывая вводимые указом изменения правил экспорта и импорта драгоценных камней, содержание соглашения может измениться по сравнению с действующим документом.
Правительство РФ сейчас как бы выходит из игры на мировом алмазном рынке: оно уже не будет гарантировать ни законодательно, ни через исполнительную власть (таможня и др.) юридической чистоты российских алмазов, появляющихся на мировом рынке. Но никто не препятствует компании АЛРОСА заключать соглашение с De Beers.
-- Правительство полностью отказалось от участия в переговорном процессе или все-таки выдало вам некие рекомендации по заключению торгового соглашения с De Beers?
-- Правительство рекомендовало оставить без изменений все пункты прежнего торгового соглашения АЛРОСА с De Beers за исключением тех, которые касались гарантий правительства по защите рынка от контрабанды.
Правительственная комиссия рекомендовала нам провести переговоры с таким расчетом, чтобы убрать всякое упоминание об участии правительства в соглашении, привести текст документа в соответствие с общими требованиями, предъявляемыми России при вступлении в ВТО, с антимонопольным законодательством и пересмотреть объемы и ассортимент продаж алмазов. Вот и все. Революционных изменений нет.
Кроме того, правительство рекомендовало пересмотреть ежегодные объемы и ассортимент продаж с учетом интересов российской гранильной промышленности -- чтобы больше алмазов оставалось в России и чтобы продавать De Beers больше «неходовых» алмазов.
De Beers с пониманием относится ко всем пунктам, но, конечно, его представителям не нравится пересмотр объемов продаж и изменение ассортимента. Они говорят: вы нас хотите превратить непонятно во что.
Мы считаем, что для нашей промышленности того объема алмазов, что продает АЛРОСА, достаточно. Наша цель на ближайшую перспективу -- свободно продавать на мировом рынке столько, сколько нам нужно, чтобы стать равноправным участником рынка, а остальное продавать De Beers. Я думаю, об этом удастся договориться в процессе переговоров, можно найти компромисс и с правительством, и с De Beers.
-- Как вы считаете, реализация положений проекта указа «О ввозе и вывозе природных алмазов и бриллиантов» может значительно изменить ситуацию на российском рынке алмазов?
-- Этот указ несколько снижает степень контроля правительства за рынком. Предполагается, что либерализация рынка открывает возможности для развития российской гранильной промышленности. Я же считаю, что ни к каким позитивным результатам для российской гранильной промышленности это не приведет. Вновь возникнет система перекупщиков, посредников. Путь решения проблемы находится в другой плоскости. Надо упростить систему продаж бриллиантов, чтобы не получать лицензии месяцами и годами.
Развитию потенциала гранильной промышленности мешает не только забюрократизированный процесс экспорта, но и особенности нашей налоговой системы. Налогообложение в гранильной отрасли России сильно отличается от аналогичной системы, например, в Израиле или Индии. По подсчетам специалистов смоленского завода «Кристалл», наши огранщики вынуждены платить налоги в 16 раз больше зарубежных коллег.
Надо организовать вторичный рынок, чтобы развивалась специализация гранильных предприятий и они могли часть сырья перепродавать внутри страны. Но это все сложные, нервные процессы: надо что-то кому-то доказывать, законы писать. Гохран нашел мифический, легкий путь. Я думаю, что ничего хорошего из этого не выйдет.
-- Не меняете ли вы маркетинговую стратегию в связи с изменившимися условиями как внутри страны, так и на мировом рынке?
-- Действительно, сегодня ситуация в мировой экономике сложна: Юго-Восточная Азия еще не оправилась от кризиса 1997 года, в Японии тоже дела идут не лучшим образом, теперь вот в США проблемы. Впереди трудные годы. Бриллианты -- предмет роскоши, а в условиях экономической нестабильности можно ожидать снижения потребления продукции из алмазов. Но в мире мало таких покупателей, как De Beers, которые могут гарантированно ежемесячно покупать алмазов на 100 млн долл.
Тем не менее мы развиваем и альтернативные каналы торговли. Наше представительство в Антверпене давно занимается продажей бриллиантов и, как это ни странно звучит, покупкой алмазов -- ангольских, канадских, и у De Beers покупаем. Мы пытаемся определить ценовые закономерности. Наши представительства в Израиле теперь становятся торговыми площадками, в стадии создания торговая площадка и в США.
-- Летом много шума наделала информация о выходе президентского указа, который позволил вашей компании продавать уникальные и именные алмазы для сбора средств на восстановление Ленска. Но указ так и не был подписан. Что произошло?
-- Вопрос этот не решен, но и не похоронен. Проект указа президента, разрешающий нашей компании продажу уникальных и именных алмазов, в принципе был одобрен правительством, завизирован премьер-министром Касьяновым. И лишь один департамент в администрации президента России возражает. Суть разногласий в том, что мы хотели бы проводить аукцион по продаже уникальных алмазов в России, но с участием нерезидентов, а департамент экономической политики настаивает на том, чтобы в аукционах участвовали только российские компании. Мы думаем, что сумеем получить цену, которую считаем достойной, только если круг покупателей будет широк. Ведь у нас в стране практически нет клиентов, которые могли бы мобилизовать средства для покупки этих алмазов.
Есть еще одна проблема. Покупатели-резиденты, даже приобретя здесь алмазы, будут вынуждены решать вопрос о вывозе их с президентом России, а процесс экспорта у нас в стране излишне бюрократизирован. Поэтому мы понимаем, что в стране клиентов не найдем.
Сейчас окончательного решения нет. Правда, министр финансов России в одном из телефонных разговоров пообещал мне помочь решить этот вопрос.
Беседовал Владислав ДОЛГОВ