Время новостей
     N°92, 30 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2006
Полетное задание
Объединенная авиастроительная компания будет формироваться вокруг частника
Объединенная авиастроительная компания (ОАК) России формально создана -- есть указ президента, собрание акционеров назначило главу нового образования Алексея Федорова. Единственными частными акционерами ОАК стали корпорация «Иркут», которой руководил г-н Федоров, и фирма «ОКБ им. Яковлева». Как известно, они объединились, получив в итоге и проектную организацию, и серийный завод. Какое место займут авиачастники в Объединенной авиастроительной компании, сказать пока трудно, поскольку еще не произведена оценка ни одного госпредприятия ОАК. «Иркут» же рынком уже оценен, его акциями торгуют. Что же представляет собой корпорация накануне вхождения в ОАК?

Сегодня «Иркут» -- интегрированная структура, состоящая из пяти подразделений: корпоративного центра, Иркутского авиационного завода и трех «дочек» -- КБ Яковлева, КБ Бериева и «Русской авионики». В прошлом году появилась еще одна 100-процентная дочка «Иркут индастри» для так называемого компонентного бизнеса с «Эрбасом».

Из продукции «Иркута» самые финансово значимые -- самолеты типа «Су». Идет лицензионное производство 140 Су-30МКИ для Индии. Срок окончания этого контракта -- 2014 год. Но вполне возможно, что по просьбе индийской стороны сроки будут сдвинуты до 2012 года. 18 истребителей будут поставлены Малайзии до 2009 года. Начало поставки 28 самолетов для Алжира -- 2008 год, окончание -- 2009 год.

Три из семи также финансово значимых для бизнеса компании многоцелевых Бе-200 уже поставлены российскому МЧС. Один Бе-200 в прошлом году был в лизинге в Италии, где отлетал успешно. В этом году ожидается контракт на лизинг одной машины на два месяца в Португалию. По результатам будет принято решение о закупке двух-четырех самолетов. Это первая страна, которая серьезно заинтересовалась Бе-200 -- на уровне правительства. В 2007 году, как ожидается, Бе-200 получит европейский сертификат. Тогда самолету будет открыта «зеленая улица» по крайней мере на европейском рынке и в Юго-Восточной Азии. Самое важное, считает президент корпорации Олег Демченко, продать хотя бы один самолет в европейскую страну, чтобы создать прецедент.

Любопытно, что сборку Бе-200 решено перенести из Иркутска в Таганрог. Дело в том, что в прошлом году к перечню финансово значимой продукции корпорации добавился учебно-боевой Як-130. Его производство было переведено из Нижнего Новгорода в «Иркут», поэтому Бе-200 пришлось потесниться. Соглашение о производстве 12 Як-130 для российских ВВС было подписано между Минобороны России, ФГУП «Рособоронэкспорт», Федеральным агентством по промышленности и двумя заводами -- «Иркут» и «Сокол». Первые два самолета корпорация создавала на свои деньги, третий проплатило Минобороны. Эти три Як-130 будут находиться на госиспытаниях до конца этого года, в начале следующего будет подключен четвертый.

Перспектива использования этого самолета -- не только как учебного, но и как легкого ударного. На четвертом Як-130 и будет отрабатываться боевое применение с оружием. ВВС России, по словам главкома генерала армии Владимира Михайлова, нужно не менее 250 самолетов.

Наконец, подписан первый экспортный контракт по Як-130 -- на 16 самолетов для Алжира. В этом году самолет будет показан вживую на салоне в Фарнборо, хотя это и выбьет его на полтора-два месяца из графика государственных испытаний. Идут переговоры с пятью странами (по некоторым данным, среди них Сирия, Ливия, Венесуэла и Гана) о поставке порядка двухсот Як-130 до 2012 года. С Венесуэлой уже проведены предварительные переговоры, их летчики полетали на российской новинке и дали положительное заключение. Другие контракты -- в стадии предварительных переговоров.

Гармонизировано техническое задание между ВВС России и Индии по многофункциональному транспортному самолету (МТС). «Наконец-то стало полностью понятно, какой именно самолет нужен», -- говорят в «Иркуте». Финансирование пойдет на паритетных началах. Российская сторона разделила траты между КБ Ильюшина и «Иркутом»: оба выделят в этом году на аванпроект по 2 млн долларов.

Проект МТС получил прописку и в государственной программе вооружения до 2012 года. Подготовлено межправительственное соглашение с Индией. По всей вероятности, до конца года оно будет подписано. В следующем году будет запущен уже эскизный проект и начато рабочее проектирование с индийской стороной. Кстати, уже есть заявка индийской стороны на покупку 45 таких самолетов. Россияне с количеством пока не определились. Но в любом случае перспективы у этого самолета весьма радужные. Дело в том, что начинается массовое списание самолетов типа «Ан» -- 12, 26, 72, 74. К 2015 году запланировано полное их списание. С МТС следует поторопиться, поскольку конкуренты -- испанцы, итальянцы, американцы -- не дремлют.

В продуктовом ряду корпорации остается МС-21, по которому есть госзаказ и уже сделана половина эскизного проекта. Строятся также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 для Индии. Для Минобороны России работы по этой машине -- только на уровне ОКР. Олег Демченко уклонился от ответа на вопрос «Времени новостей», под какую аппаратуру делаются А-50 -- российскую или израильскую.

Корпорация продолжает осваивать выпуск беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). МЧС уже принял большой, 750-килограммовый беспилотник. Завершены испытания и подписан акт на маленькие машины -- весом от 2 до 60 кг. Подписан контракт на опытно-конструкторские работы по БПЛА «Иркут-60» и «Иркут-80».

Корпорация в последнее время открыла несколько новых направлений бизнеса. Это, в частности, модернизация самолетов «МиГ» для стран НАТО. Для улучшения послепродажной поддержки и обеспечения полного жизненного цикла самолета открыта новая дирекция -- логистической поддержки. Начато производство компонентов для аэробуса А320. Подписанные по компонентному бизнесу контракты тянут на 100 млн долл. В прошлом году 10% акций корпорации купил европейский гигант ЕАДС. Интеграция в международное авиационное сообщество -- одна из стратегических целей корпорации. На вопрос, не собирается ли «Иркут» прикупить акций EADS или «Эрбаса», Олег Демченко отшутился: «Я бы взял, да кто ж даст. Это вопрос государства, а не нашей компании. Однако считаю, что в скором времени это произойдет».

На недавно завершившемся в Берлине аэрокосмическом салоне был подписан протокол о намерениях по конвертации примерно 400 пассажирских аэробусов А320 в грузовики. В конце года планируется подписание документов о совместном предприятии (50 на 50) с "Эрбас" в подмосковных Луховицах. Этот бизнес оценивается в 200 млн долл. в год. Россияне начинают говорить с европейскими производителями на одном языке, использовать одни технологии. Уже сегодня производство деталей и сборки подузлов сертифицировано по эрбасовским меркам -- это единственное такое предприятие в России. В перспективе вполне возможно, считает Олег Демченко, создание совместных самолетов.

Выручка «Иркута» впервые перевалила за 700 млн долл., чистая прибыль составила 84 млн, собственный капитал увеличился вдвое -- до 316 млн долл. Дала свои плоды диверсификация производства: доля прибыли от производства военной техники сейчас составляет 67% против 93% в 2001 году. В следующем году, обещает вице-президент по корпоративным финансам Дмитрий Елисеев, выручка составит 1,1 млрд долл. Рассчитывать на такой показатель позволяет портфель заказов корпорации -- около 5 млрд долл. Только заказ на поставку деталей для «Эрбаса», которые «Иркут», заточенный на военную авиацию, никогда раньше не делал, составляет 340 млн долл. Имеющиеся контракты вынуждают корпорацию наращивать мощности. В советское время на Иркутском авиазаводе делали 26 самолетов в год, сейчас -- 32.

Николай ПОРОСКОВ