|
|
N°92, 30 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горно-обедневший комбинат
В Еврейской автономной области в надежде получить зарплату голодают беременные женщины и кормящие матери
94 работника Хинганского горно-обогатительного комбината в Еврейской автономной области объявили бессрочную голодовку. Среди голодающих есть беременные женщины и кормящие матери. Отчаявшиеся рабочие требуют от руководства предприятия вернуть им долги по зарплате и выплатить пособие по сокращению за десять месяцев. Это уже вторая акция протеста на комбинате за последний месяц.
С 1 по 8 мая 22 человека, сотрудники предприятий «Олон» и «Коралл» (дочерние структуры ГОКа), голодали в кабинете генерального директора Олега Артищева. Однако руководство предприятия удовлетворило требования голодающих лишь частично. Долги по зарплате получили только участники акции протеста. Еще нескольким семьям особо нуждающихся работников из бюджета Облученского района было выделено по 2 тыс. рублей.
Обещания полностью выплатить зарплату всем работникам, числящимся на комбинате, администрация не выполнила. В конце прошлой недели люди, по словам члена инициативной группы голодающих Людмилы Савченко,"отчаялись ждать исполнения обещаний". Более того, даже требовать выплаты долгов по зарплате оказалось не с кого. Олег Артищев, против которого во время первой голодовки областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по статье 145 пункт 1 УК РФ («Невыплата заработной платы»), по решению акционеров ушел в отставку с поста генерального директора. На этой должности его сменил Олег Кузьмин, но, не проработав и трех дней (после того как подробно ознакомился с состоянием дел на предприятии), подал заявление об уходе по собственному желанию.
В минувшую пятницу требования протестующих рабочих согласились выслушать вице-губернатор ЕАО Виктор Гожий, прокурор области Валентин Волков, глава Облученского района Александр Жилин и представители районной службы занятости. В то, что предприятие встанет на ноги в ближайшее время, никто не верит. Этой зимой из-за аварии произошло затопление шахты, где добывалась оловянная руда, а все оборудование обогатительной фабрики было законсервировано.
Нынешняя администрация фактически занимается полной распродажей имущества предприятия. Как отметил глава Облученского района Александр Жилин, выполнить немедленно все требования голодающих не представляется возможным, так как для погашения долгов по зарплате надо полностью распродать технологическое оборудование. Однако сотрудники предприятия уверены, что деньги у администрации ГОКа все же есть. Недавно были распроданы остатки имеющегося на складах оловянного концентрата, неизвестные заводчанам люди ежедневно вывозят с предприятия тонны металлического лома.
Чтобы уменьшить политический эффект от голодовки, областные и районные власти предприняли максимум усилий. Владельцам продуктовых магазинов в Хинганске настоятельно рекомендовано не продавать голодающим, а также их семьям и работникам Хинганского ГОКа минеральную воду и сигареты. В областных средствах массовой информации о том, что в небольшом поселке голодают около ста человек, включая кормящих матерей и беременных женщин, не сказано не слова. После того как голодающие заняли кабинет руководства предприятия, в здании была полностью отключена телефонная связь.
Несмотря на это, инициаторам акции удалось получить официальные подтверждения, что телеграммы с просьбой обратить внимание на проблемы Хинганска получили губернатор Еврейской автономной области Николай Волков и полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков. Соответствующее воззвание передано в администрацию президента Путина. Накануне требования голодающих согласился выслушать и основной акционер хинганского оловорудного предприятия Николай Бровко. Под нажимом прокурора области Валентина Волкова он подписал шесть из семи требований протестующих рабочих.
Владелец предприятия категорически не согласен с тем, что голодовка будет продолжаться до тех пор, пока не будут исполнены все пункты соглашения администрации с коллективом. Хозяева Хинганского ГОКа согласились заключить с каждым рабочим соглашения о погашении долгов по зарплате, выплате пособий по сокращению. С 29 мая по 11 июня на предприятии должна пройти инвентаризация оставшегося оборудования с целью его дальнейшей продажи.
При этом экс-руководитель Хинганского ГОКа Олег Артищев считает эту договоренность между главным акционером комбината и трудовым коллективом изначально обреченной на провал. Более того, требования горняков, которые числятся в «Олоне» и «Коралле», к руководству Хинганского ГОКа, по его мнению, незаконны.
Нынешняя администрация приобрела предприятие у Новосибирского горно-обогатительного комбината. На момент покупки предприятие уже фактически было банкротом. Предыдущие акционеры хинганского оловорудного предприятия (новосибирский обогатительный комбинат) создали на базе комбината три юридических лица. Причем все ликвидное имущество было отнесено на баланс Хинганского ГОКа, а долги за прошлые годы -- на счет шахты (ООО «Коралл») и обогатительной фабрики (ООО «Олон»). За этими же предприятиями-пустышками до сих пор числится основной штат сотрудников. Поэтому нынешняя администрация предприятия вообще не считает, что должна что-то выплачивать сотрудникам «Олона» и «Коралла». А то, что рабочие заняли кабинет руководства, владельцы вообще рассматривают как самовольный захват.
94 горняка намерены продолжать голодовку до победного конца. Если их требования не будут удовлетворены, протестующие грозят перекрыть федеральную трассу Чита -- Хабаровск.
Илья СЕРГЕЕВ, Еврейская автономная область