|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Купи себе немного Олимпиады
Хотя федерации по видам спорта являются общественными организациями, их руководители должны быть хорошими продюсерами. То есть уметь находить деньги для родного вида. А поскольку в России постепенно все сферы человеческой деятельности возвращаются под чиновничий контроль, руководить федерациями у нас нынче могут только два типа людей: госчиновники или получившие карт-бланш от государства крупные бизнесмены.
Вот только три назначения последних дней в российские федерации: на спортивную гимнастику «посадили» главу Внешторгбанка Алексея Костина, настольный теннис отдан министру транспорта Игорю Левитину, а миллиардер, он же депутат Госдумы Сулейман Керимов возглавил попечительский совет Федерации спортивной борьбы. В случае с г-ном Керимовым ситуация особенно показательна. До Олимпиады-2008 в Пекине он выделит на развитие борьбы в России миллиард рублей. Вот как, по версии агентства «Весь спорт», суть сделки комментирует глава Федерации спортивной борьбы олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили: "Эта сумма пойдет на направления, утвержденные бюро ФСБР. Все выплаты, которые будут производиться, адресные. Конкретным людям, спортсменам, тренерам, конкретным организациям на конкретные цели. Мы подробно обсуждали вопрос с Сулейманом Абдусаидовичем. И он получит право спросить нас за каждую копейку".
При всем уважении к регалиям г-на Мамиашвили, вряд ли он прав. Миллиардеру Керимову никто не даст реального права проверять, как потрачены его деньги. У него и желания такого скорее всего не возникнет. Потому что финансирование большого спорта в сегодняшней России -- это хобби, превращенное в оброк, или просто оброк. Поскольку никакого стройного механизма финансовой поддержки спорта в стране так и не создано, появился вариант своеобразного государственно-частного партнерства. Либо вид спорта по указанию государства финансирует конкретная бизнес-структура, руководитель которой занимает какой-то пост в федерации, либо госчиновник, используя свое служебное положение и связи, выбивает деньги на свой вид у государства и коммерческих компаний. При такой системе даже назначение на федерацию хоккея легендарного Владислава Третьяка кажется продиктованным не столько его заслугами перед родным видом спорта, сколько надеждой на лоббистские возможности в качестве депутата Госдумы.
В принципе ничего предосудительного в отдаче спортивных федераций на откуп коммерческим структурам или госчиновникам нет. В конце концов, нас как болельщиков больше всего интересуют победы на олимпиадах и чемпионатах мира. Проблема состоит в том, что такой вариант финансирования большого спорта покоится исключительно на личных связях и финансовых возможностях конкретных людей или компаний. Любое изменение политического статуса гласного или негласного спонсора может повлечь за собой обвал финансирования целого вида.
Опять же при такой системе вполне можно прийти к белорусской модели, и тогда главой Национального олимпийского комитета придется делать президента страны, чтобы он решал, какому виду сколько денег из каких источников «положено». Именно поэтому при всех плюсах логики закрепления федераций за бизнесменами или госчиновниками государству все равно желательно создать некий не зависящий от личностей и должностей механизм финансирования спорта высших достижений.
Кстати, именно на понятной и долговременной системе финансирования держались великие олимпийские победы советских времен. Но только надо понимать, что систему советского спорта можно возродить, если реанимировать всю советскую реальность. А держать спортсменов как крепостных на сборах почти круглый год уже не удастся, как бы того ни хотели госчиновники. Да и тратить казенные деньги на большой спорт в гигантских количествах тоже не получится -- есть статьи расходов и поважнее.
Именно поэтому вариант сотрудничества Сулеймана Керимова и Федерации спортивной борьбы мог бы оказаться продуктивным. Правда, только если будет подписан официальный спонсорский контракт на весь олимпийский цикл с возможностью продления. Чтобы право миллиардера проверять, куда потрачен его миллиард рублей, было закреплено юридически.
Семен Новопрудский