|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Картина преступления
"Музейное дело" может стоить кресла губернатору Челябинской области
Первые лица Челябинской области решили перехватить инициативу у региональной прокуратуры, расследующей уголовное дело по факту превышения своих полномочий главой администрации губернатора Константином Бочкаревым.
Напомним, в середине минувшей недели чиновник был вызван в прокуратуру, где его обвинили в растрате бюджетных средств во время приобретения для новой резиденции губернатора картин русских художников по цене, в три раза превышающей их оценочную стоимость. Ввиду особой тяжести преступления прокуратура требовала ареста г-на Бочкарева, но суд в удовлетворении требования отказал.
Тогда следователи выступили с официальным заявлением, в котором озвучили все свои претензии, вызвавшие шок в областной администрации и путаницу в комментариях официальных представителей исполнительной власти. И.о. губернатора Андрей Косилов даже обещал продать картины бизнесменам, согласным заплатить еще больше, чем потратил бюджет. Но уже в конце недели власти собрались с мыслями и теперь выступают единым фронтом.
Сначала находящийся в отпуске губернатор Челябинской области Петр Сумин через пресс-службу передал журналистам свой комментарий. "Нет никакого сомнения в том, что борьба со злоупотреблениями служебным положением со стороны чиновников, тем более борьба с коррупцией, должна быть жесткой и бескомпромиссной", -- считает г-н Сумин. Но случай с г-ном Бочкаревым губернатор такой борьбой не считает. "Главное, чтобы работа не превратилась в кампанейщину и не стала орудием для манипуляций и сведения счетов со стороны финансово-олигархических групп... Строго действуя по закону, необходимо тщательно изучить все обстоятельства. Даже простое перечисление авторов художественных шедевров -- Шишкин, Верещагин, Коровин, Маковский, Клевер, -- закупленных в собственность Челябинской области, говорит об их культурной ценности. Нужны серьезные экспертизы и оценки высокопрофессиональных экспертов. Преждевременные досудебные широковещательные заявления, нарушающие конституционные права граждан, думаю, только повредят установлению истины!»
Спустя несколько часов после выступления начальника администрация области начала масштабную кампанию защиты г-на Бочкарева. По информации, неофициально распространяемой сотрудниками исполнительной власти среди журналистов, упрекать главу администрации губернатора в растрате невозможно, поскольку десять картин и две вазы XIX века он приобрел не для оформления загородной резиденции Петра Сумина, а в подарок к открытию областного краеведческого музея. А в губернаторской резиденции они оказались из-за срыва графика работ по реконструкции здания и неготовности музейных хранилищ принять столь дорогой дар.
Отрицают в администрации и обвинение в растрате средств. По новой версии, 180 млн руб., потраченные из бюджета, -- это деньги, которые власти сэкономили на содержании государственного аппарата. После таких объяснений совершенно логичным стало выступление адвоката обвиняемого Юрия Великосельского, назвавшего уголовное дело в отношении главы администрации губернатора заказным и политическим. «Обязав Бочкарева не разглашать сведения, полученные в период следствия, прокуратура сама предоставляет эти сведения для СМИ», -- отметил юрист. С этим согласен и г-н Косилов, завершивший кампанию органов исполнительной власти по дезавуированию заявлений прокуратуры. Ссылаясь на информацию о предназначении картин для музея, он упрекнул органы надзора, обвиняющих главу администрации губернатора в приобретении произведений искусства без проведения конкурса. По словам и.о. губернатора, раздел 3 ст. 55 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд» разрешает проводить закупки без конкурса, если приобретаемые произведения окажутся в музее.
Как и губернатор, Андрей Косилов видит причиной возбуждения уголовного дела попытки отдельных ФПГ повлиять на руководство региона. Между тем в политических кругах обсуждается возможность давления напрямую на Петра Сумина, который летом будет справлять 60-летие. В челябинской политике этот возраст принято считать чертой, преодолев которую глава области уйдет в отставку, а нынешнее "картинное дело" может ее ускорить.
В прокуратуре области заявления областной администрации комментировать не стали. Через лояльных журналистов был лишь опубликован список картин, которые купила областная администрация. В нем оказались два полотна Шишкина («Лесной пейзаж с ручьем», «Скамейка в парке»), по одному Верещагина («Псков»), Коровина («На улицах ночного Парижа»), Маковского («Натюрморт с подсолнухами и хризантемами»), Гужавина («Осенние дали») и Колесникова («Сбор винограда», на четырех холстах) и три-- Клевера («Зимний пейзаж с избами у реки», «Закат в лесу» и «На пути в деревню»).
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург