|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не без российской нефти
Mazeikiu Nafta продан польскому концерну PKN Orlen
ЮКОС наконец продал литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta. Контрольный пакет акций -- 53,7% -- достался польскому концерну PKN Orlen за 1,492 млрд долл., заявила Интерфаксу лондонский представитель ЮКОСа по связям с общественностью Клэр Дэвидсон. Впрочем, эта сделка еще не завершена -- требуется одобрение сейма Литвы, сообщил Интерфаксу министр хозяйства Литвы Кястутис Даукшис. Кроме того, официальный Вильнюс готов продать польскому концерну и 30,66% акций Mazeikiu Nafta из своего пакета, оставив лишь 10% акций. В этих сделках есть два обстоятельства, связанных с «Роснефтью».
Во-первых, Нью-Йоркский окружной суд по банкротствам снял запрет на продажу НПЗ (наложенный по просьбе арбитражного управляющего ЮКОСом Эдуарда Ребгуна) с условием, что деньгами от сделки будет распоряжаться суд Амстердама, который рассматривает дело о взыскании с ЮКОСа кредиторской задолженности. Подтвержденными же кредиторами являются «Роснефть» и компания Moravel (представляет интересы Group Menatep). Во-вторых, без договоренности с российским властями PKN Orlen не сможет загрузить литовский завод сырьем, а одним из крупных поставщиков сейчас является «Роснефть». Так что без согласия госкомпании сделка не состоялась бы. Такая схема покупки отдаленно напоминает сделку с компанией «Байкалфинансгрупп», которая, выиграв аукцион по продаже «Юганскнефтегаза», через несколько дней перепродала предприятие «Роснефти», не расплатившись с продавцом.
Как известно, на Mazeikiu Nafta претендовало несколько компаний, среди которых ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, казахская «Казмунайгаз» и польский концерн PKN Orlen. Появлялись данные, что больше всех денег предложила казахская компания, однако «Транснефть» отказалась предоставить ей транспортную возможность для поставки сырья в Литву. Именно это обстоятельство породило разговоры о том, что продажа зарубежных активов ЮКОСа не входит в планы «Роснефти», добивающейся его банкротства, так как дополнительные средства теоретически могли бы помочь опальному холдингу расплатиться с кредиторами. Однако сделка с российскими компаниями не устраивала Литву -- ЛУКОЙЛ там считают чуть ли не нарушителем национальной безопасности, а с ТНК-ВР, судя по всему, не удалось договориться о цене. В итоге выбор пал на поляков, которые, как говорят в Вильнюсе, обещают бесперебойно поставлять нефть на Mazeikiu Nafta и имеют, по сообщению Reuters, несколько соответствующих предложений от неких нефтяных компаний.
Как заявил Интерфаксу представитель ЮКОСа, после одобрения сделки европейскими антимонопольными органами деньги от продажи литовского НПЗ поступят в распоряжение голландского суда. Там рассматривается иск «Юганскнефтегаза» с требованием запретить компании Yukos International совершать операции с принадлежащими ей бумагами. Суд накладывал временный арест на активы, однако в конце ноября прошлого года снял его. Требование «Юганскнефтегаза» рассматривалось в рамках еще одного иска, который в суд Нидерландов подали банки-кредиторы, надеясь вернуть себе 465 млн долл. -- остаток по займу, предоставленному ЮКОСу. Вместе с банками в суд обратился и основной акционер компании Group Menatep (точнее, ее «дочка» Moravel), также выдававший ЮКОСу кредит, из которого еще более 600 млн долл. не было погашено. Средства, полученные от продажи Mazeikiu Nafta, как раз планировалось направить на расчеты с кредиторами. Но банки, как известно, продали задолженность ЮКОСа «Роснефти», и теперь она будет добиваться, чтобы деньги от сделки с PKN Orlen были направлены ей как кредитору.
Group Menatep, естественно, надеется, что голландский суд разрешит ей получить хотя бы 600 млн долл. «Роснефти» в свою очередь, конечно, жалко отдавать такие деньги политическому противнику. Поэтому очевидно, что арбитражный управляющий Эдуард Ребгун сделает все, чтобы выручка от сделки по продаже Mazeikiu Nafta осталась в ЮКОСе, за движение финансовых потоков в котором он отвечает. Вопрос лишь в том, какого мнения будет придерживаться суд в Амстердаме -- пока он, мягко говоря, еще не был замечен к благосклонности к «Роснефти».
Работа же литовского завода, как считают на российском нефтяном рынке, будет целиком и полностью зависеть от российской государственной нефтяной компании. Ведь циркулирует информация (не подтвержденная документально), что ЮКОС пытался попасть в экспортный график (на второй квартал) «Транснефти» на литовское направление, куда изначально претендовала «Роснефть». Как предполагают нефтяники, именно это обстоятельство стало причиной отставки вице-президента «Транснефти» Сергея Евлахова (отвечал за график) и замглавы «Росэнерго» Олега Гордеева (курировал экспорт нефти). Вполне возможно, концерну PKN Orlen придется вместе с «Роснефтью» работать на литовском направлении. Впрочем, Литва попыталась защититься от подобного развития событий. Как сообщает Интерфакс, Вильнюс согласился на сделку между ЮКОСом и польским концерном при условии, что правительство Литвы сохранит первоочередное право выкупить у PKN Orlen нефтехолдинг, если он в течение пяти лет будет работать убыточно или если у владельца появится намерение продать более 50% акций Mazeikiu Nafta компании, которая будет представлять угрозу национальной безопасности Литвы.
Николай ГОРЕЛОВ