|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Лады" дорого обходятся «АвтоВАЗу»
Новый менеджмент завода недоволен себестоимостью продукции
Флагман российского автопрома «АвтоВАЗ», которым с декабря прошлого года управляет делегированная государством команда менеджеров из ФГУП «Рособоронэкспорт», провел в субботу годовое собрание акционеров. Как и ожидалось, акционеры упразднили должность президента компании (в свое время она была введена специально для Владимира Каданникова), избрали новый совет директоров и решили направить на дивиденды за 2005 год 183,1 млн руб. (13,8% чистой прибыли).
Выступая перед акционерами, председатель совета директоров «АвтоВАЗа», замглавы «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков сообщил, что в целом итоги работы компании свидетельствуют о положительной динамике, но финансово-экономическое положение предприятия стало сложным. Так, рентабельность продаж снизилась вдвое, чистая прибыль -- вчетверо (1,4 млрд руб. по итогам года). Причиной послужил рост себестоимости, опережающий рост цен на продукцию ВАЗа (цена на автомобили "Лада" в течение года была повышена всего на 3%).
Снизить себестоимость производства автомобилей, по словам нового руководства ВАЗа, -- главная задача компании. После собрания Владимир Артяков, гендиректор ВАЗа Игорь Есиповский и глава «Роспрома» Борис Алешин рассказали журналистам о проблемах предприятия, которые они увидели за первое полугодие руководства, и поделились своими планами. Снижения себестоимости предполагается добиться за счет уменьшения производственных издержек, пересмотра контрактов с поставщиками комплектующих, главным образом благодаря сокращению цепочки посредников и переходу по возможности к прямым контрактам, а также за счет снижения издержек на содержание соцсферы ВАЗа. Так определил приоритеты г-н Артяков.
Выстроить отношения с дилерами пыталось не одно поколение вазовских руководителей. Теперь компания предполагает «отсечь «серых» дилеров» и наладить собственную прозрачную систему сбыта. Для этого ВАЗ создает собственную 100-процентную дочернюю торговую компанию, которая должна будет заниматься сбытом. «Идея в том, -- заявил г-н Артяков, -- чтобы правильно выстроить свои отношения с дилерами, «серых» дилеров отсечь. ВАЗ должен заниматься только производством автомобилей, а продажей займется Торговый дом. И его задача -- снабжать предприятие финансовыми ресурсами». Вместе с тем руководство завода заявило, что не намерено вмешиваться в ценовую политику на рынке. «Цену (на автомобили ВАЗа. -- Ред.) должен диктовать рынок, если мы начнем контролировать процесс ценообразования, то случится ценовой коллапс», -- предупредил г-н Есиповский.
Помнят топ-менеджеры и обещание, которое они дали полгода назад: сделать более прозрачной структуру акционеров и избавиться от перекрестного владения акциями компании. Как пояснил г-н Есиповский, это сделало бы компанию более привлекательной для инвесторов. Впрочем, пока изменений в структуре ее собственности не случилось. Но усилия прилагаются. «Мы ведем работу, вульгарно сказать, по разруливанию перекрестков», -- заверил г-н Артяков и пообещал: -- к концу этого года будет видно эту систему и понятно, как ее изменить». Руководство ВАЗа ведет на эту тему консультации «с рядом инвестиционных компаний».
А вот одна из острых прежде проблем, похоже, смягчилась. Новая команда менеджеров больше не ставит под сомнение дальнейшее существование СП с General Motors. Тон комментариев по этому поводу стал позитивным и доброжелательным. «Есть четкое понимание, что СП будет развиваться. «АвтоВАЗ» в нем заинтересован», -- заявил г-н Есиповский. Он сообщил, что окончательной стратегии развития СП пока нет, но именно на его базе и мощностях было бы возможно внедрять новые модели внедорожников (сейчас СП выпускает внедорожники Chevrolet-Niva и легковые Viva). «Я сделал бы внедорожники основной линией СП», -- озвучил свои чаяния г-н Есиповский. Внедорожникам отводится важная роль и в экспансии компании на мировые рынки, куда ВАЗ, безусловно, стремится. Но основная проблема расширения сферы влияния -- по-прежнему нехватка двигателей.
=========================================================
В совет директоров «АвтоВАЗа», состоящий из 12 человек, вошли глава «Роспрома» Борис Алешин, гендиректор "АвтоВАЗа" Игорь Есиповский, председатель совета Владимир Артяков, начальник управления гражданских отраслей промышленности «Роспрома» Владислав Капустин, первый вице-президент компании Александр Пронин, гендиректор ЗАО "ЦО АФК" Дмитрий Кайдин, вице-президент по стратегическому и корпоративному развитию Максим Нагайцев, член правления ВТБ, старший вице-президент банка Василий Титов, старший вице-президент ВТБ Валерий Лукьяненко, представитель миноритарных акционеров Альберт Гавриков, председатель производственного совета "АвтоВАЗа" Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Карагин.
Анна ЛАНДЕР, Тольятти