Время новостей
     N°188, 12 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2001
У афганцев новая столица
Северный альянс перенесет ее в Мазари-Шариф
Временной столицей Афганистана станет Мазари-Шариф. Об этом газете «Время новостей» стало вчера известно из источников в руководстве антиталибского Северного альянса. Именно в этом городе, центре северного Афганистана, предполагается учредить переходную администрацию -- Совет национального единства, предварительное решение о создании которого принято недавно в Риме во время встречи делегации Северного альянса с бывшим королем Афганистана Захир Шахом. В совет войдут 120 человек -- 50 от Северного альянса, 50 от Захир Шаха, умеренных талибов, авторитетных лидеров афганских пуштунов, и 20 -- от афганской диаспоры за рубежом (интеллигенции, военных, дипломатов и бизнесменов). Источники в Северном альянсе надеются, что представители Захир Шаха прибудут в Мазари-Шариф после взятия этого города под контроль.

В связи с этим Северный альянс решил отложить штурм Кабула до формирования переходного правительства. Все военные усилия обращены сейчас на взятие Мазари, главной ударной силой на этом фронте считаются отряды лидера афганских узбеков генерала Дустума. Талибы, однако, также готовятся к сражениям за «северную столицу» и стягивают силы в Мазари. В частности, туда отведены основные части «Талибана», находившиеся в пограничном с Узбекистаном городе Хайратон, танки, артиллерия и живая сила. В Хайратоне, по данным афганских северян, осталось сегодня не более сотни солдат талибского гарнизона. Талибы отходят от Хайратона еще и потому, что опасаются ударов американцев с воздуха, а там негде укрыться -- местность пустынная и легкодоступная для атак. Кроме того, талибы не исключают наземной операции американских командос с узбекской территории. Исходя из этого руководство Северного альянса полагает, что Хайратон может фактически без боя оказаться в его руках буквально через считанные дни.

Как утверждают наши источники, знаменитый 700-метровый пограничный мост «Дружба» над Амударьей между узбекским Термезом и афганским Хайратоном, заблокированный узбекскими властями три года назад, в эти дни интенсивно приводят в рабочее состояние.

Взятие Хайратона особенно важно для северян потому, что по идущей к нему через мост железной дороге может быть быстро доставлена техника и гуманитарная помощь альянсу, которая затем будет оперативно переправляться дальше автотранспортом внутрь страны.

Впрочем, намерены ли талибы воевать за Мазари-Шариф до последнего, пока не ясно. Ведь если в этом историческом городе начнутся серьезные бои, то может быть разрушена одна из главных святынь мусульманского Востока, мечеть пророка Али, знаменитая своими голубыми куполами. По некоторым сведениям, талибы пытаются сейчас не столько сосредоточить свои силы для защиты города, сколько, наоборот, рассредоточить их в горных складках местности в провинциях Бамиан и Фарьяб, там, где, в частности, пролегает горный хребет Тербан-Туркестан, отделяющий север Афганистана от его центральной части. Спасать свои силы на севере талибам необходимо еще и потому, что неподалеку, в провинции Гор, успешные операции проводит еще один из лидеров Северного альянса Исмаил Хан. Он уже взял под контроль провинциальный центр Чахчаран и, наступая дальше на север, может замкнуть кольцо окружения вокруг находящейся там группировки талибов.

Что касается решения афганских северян отказаться от штурма Кабула, то оно, насколько известно, было принято после консультаций с Соединенными Штатами и их союзниками. Запад обеспокоен возможным хаосом, который может стать следствием захвата Северным альянсом афганской столицы. Таким образом, Вашингтон отреагировал на призыв президента Пакистана Первеза Мушаррафа: антитеррористическая операция в Афганистане не должна проводиться в интересах Северного альянса, а взятие моджахедами Кабула, уверен Мушарраф, приведет к анархии. Кстати, период, когда нынешние противники талибов находились у власти в прошлый раз, с 1992 по 1996 годы, ознаменовался как раз полным хаосом и беспределом на всей территории страны. Опасения пакистанского лидера можно понять и по другой причине. Возвращение к власти в Афганистане Северного альянса, представляющего главным образом этнические меньшинства страны (таджиков, узбеков, хазарейцев и т.д.), может спровоцировать восстание пуштунских племен не только в Афганистане, но и в Пакистане. А это неминуемо приведет к смещению режима Мушаррафа, чего крайне опасаются американцы: сегодня Исламабад -- главный союзник в афганской войне. Поэтому отказ Северного альянса идти на Кабул следует расценить скорее как запрет, наложенный на это наступление со стороны американцев.

Аркадий ДУБНОВ