|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алгебра по нотам
В ЦДХ прошел первый московский фестиваль этно-фри-джаза -- Art Depot
Вот скоро наступит лето, и тогда всплески интеллектуальных безумий приостановятся, а концертная (в том числе джазовая) жизнь перейдет в развлекательный режим: зрителя ждут летние фестивали, open-air и прочие соответствующие теплой погоде удовольствия. Под занавес же холодной весны прошел фестиваль импровизационной музыки, внимая которой приходится напрягать мозги и уши. Впрочем, наш зритель по-хорошему непредсказуем, и на сотню любителей садово-парковых биг-бендов найдется один, кому милы диссонирующие интервалы и шумовые эффекты. Для таких и придумываются всяческие концептуальные музыкальные форумы, в числе коих достойное место занимает польский Art Depot. В Гданьске, откуда этот фестиваль родом, мероприятие проходит несколько дней и включает как собственно концерты, так и перформансы, видеоарт, мастер-классы. У нас в этом году решили ограничиться концертом в двух частях, что понятно: любые некоммерческие музыкальные стили для российской столицы всегда означают определенный риск. Тем не менее на концерт пришло немало народу, часть которого сразу оцепенела от шаманских завываний, смешанных со звуком бас-кларнета, пропущенного через процессор. Но подавляющее большинство добравшейся до Центрального дома художника публики именно от этих сочетаний пришло в восторг. Восторг оправданный.
В первой части играл интернациональный секстет: Ежи Маззолл, Джон Доби, Шодзи Хано, Геннадий Чамзырын, Елена Беляева и Петр Рахан. Перед фестивалем музыканты говорили, что хорошо знают друг друга, как по концертам на польском Art Depot, так и по совместным записям и выступлениям. Можно было предположить, что идеи друг друга они улавливают с полутакта. Однако даже при стопроцентном взаимопонимании лучше, на мой взгляд, начинать выступление с подготовленной и отрепетированной пьесы. На подобных джемовых концертах как раз хорошо отлаженное начало может подвести к непредсказуемому эффектному финалу. И напротив, изначальный посыл абсолютной свободы быстро вязнет в какой-то безнадежно правильной и одинокой колее.
Но на нашем концерте неуемная энергия шестерых сумасшедших гарантировала, что в каждом такте публику ждет сюрприз. Большую часть программы единение этих разных музыкантов из разных стран давало просто потрясающий результат -- и энергетически, и эстетически. Центр программы -- вокалистка Елена Беляева (которая автору этой заметки не родственница и даже не однофамилица) и ее идея озвучить какие-то невообразимые «пять времен года». Пианист Петр Рахан, к сожалению, сыграл маловато сольных кусков, хотя вполне мог бы быть звездой шоу: он не только прекрасно играет, но и забавно лицедействует. Достаточно сказать, что этот парень полконцерта играл стоя (!), а лицо его принимало разнообразнейшие выражения (этим он напомнил Кита Джаррета). Гитарист Джон Доби, на мой взгляд, не высказался в полной мере, по большей части он создавал эмбиентный звук. Лучше всех был виден и слышен барабанщик Шоджи Хано.
Да, каждый пытался максимально показать себя, не мешая при этом коллегам. Вообще-то сцена ЦДХ такому единению способствует не очень: она невелика для шестерых, на ней в прямом смысле трудно развернуться. Маззолла посадили спиной к зрителям, под конец выступления Ежи вообще ушел за барабаны и сел у кулис, откуда его не было видно.
Во второй части появился коллектив под названием OTK Jam Band -- музыканты группы «Вежливый отказ» (без вокалиста Романа Суслова). Хотя трубач Андрей Соловьев говорит, что все композиции группы так или иначе «продиктованы алгеброй, которой мы пытаемся поверить музыку», на деле программа этого джем-бенда как раз, напротив, весьма динамичная, яркая и живая. Приятно послушать безладовый бас Дмитрия Шумилова, трубу с открытым звуком Андрея Соловьева, да и вообще весь состав. В одном из анонсов я вычитал, что коллектив играет атональный фанк-джаз. Атональности у них никакой нет, но фанк и семидесятнический джаз-рок присутствуют в самом лучшем виде. А такое всегда приятно.
Александр БЕЛЯЕВ