Время новостей
     N°91, 29 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.05.2006
Дар напрасный, дар случайный
«Люди Икс: Последняя битва» на московских экранах
Как и в нашем с вами обыденном мире, во вселенной людей Икс наступило, наконец, чаемое «недалекое будущее»: в правительстве появился госсекретарь от мутантов, защищающий права соплеменников, рядовых иксов вроде бы уже не трогают и вообще в отношениях двух видов наступила какая-никакая оттепель. Но расслабляться рано: профессор Уоррен Уортингтон Третий разработал препарат, способный вылечить мутантов: созданные в секретной лаборатории антитела блокируют икс-ген и превращают недавних супергероев в обыкновенных гомо сапиенсов.

Воспринято это по-разному: некоторые, как, например, ядовитая девушка Рок (Анна Пэкуин), страдающая от того, что не в состоянии вступить в тактильный контакт со своим возлюбленным, только рада грядущим переменам, а вот для Магнето (Йен Маккелан) это в первую очередь прекрасная возможность спровоцировать верных ему мутантов из братства на провокации, массовые беспорядки и в конце концов восстание против принудительного лечения. Тем более что в его руках появилось невиданное доселе оружие -- возрожденная из мертвых Джин Грей (Фэмке Янсен), превратившаяся в Черного Феникса и сосредоточившая в себе невиданные доселе разрушительные силы. Поэтому немногим, кто остался верен заветам проповедника толерантного сосуществования профессора Ксавьера (Патрик Стюарт), -- Росомахе (Хью Джекман), Шторму (Холи Бери) и нескольким многообещающим новичкам -- приходится собрать в кулаки (то замораживающие все вокруг, то прорастающие стальными когтями) всю свою волю к победе разума над чувствами.

Как ни странно, третья серия «Людей Икс» удалась едва ли не лучше не только второй, но и самой первой части этого фантастического комикса. Все акценты давно расставлены, основные (и надо сказать, самые занудные) идеологические моменты совместного существования уже разложены по полочкам и дотошно объяснены в предыдущих фильмах, так что герои могут преспокойно съежиться до чистых функций и радовать зрителей не столько характерами, сколько огневой мощью, полетами наяву и прочими спецэффектными кунштюками. Некая идеология все равно, конечно, осталась, но вдумываться в моральные хитросплетения совершенно неохота, да и нет времени: едва настроишься на более или менее серьезный лад, как опять на экране что-то с грохотом взрывается и по небу летят, расставив руки и извергая из глаз лучи, красивые женщины. Кстати, по сравнению с первыми сериями «Последняя битва» сильно выиграла в чувственности и эротизме. Достаточно сказать, что мы впервые можем лицезреть Мистик (Ребекка Ромин) не в привычной синей чешуе, а в самом что ни на есть натуральном виде, что, пожалуй, впечатляет не меньше компьютерной графики. А сцена внезапно накатившей на Росомаху и Феникса страсти и вовсе заставляет вспомнить название старого фильма с участием Никиты Джигурды «Супермен поневоле, или Эротический мутант». Довольно недурно обстоит дело и с юмором, крутящимся в основном вокруг неожиданного применения мутантами своих способностей: множество остроумнейших сценок и скетчей разбросано по фильму снайперски точно и весьма остроумно. (Например, об одном из учеников профессора Ксавьера мы так и не узнаем ничего, кроме того что он может спокойно носить под мышкой огромный телевизор, но, в сущности, больше от него ничего не требуется: декламируй персонаж при этом Шекспира, эффект был бы абсолютно такой же.)

Что же касается непосредственно боевых сцен, то они тут и вовсе выше всяких похвал: момент, когда по мановению руки Магнето со своих подпорок слетает мост Золотые Ворота (как и с полдюжины других блистательно придуманных и исполненных трюков) впечатляют по-настоящему. Не обошлось, конечно, без цитат, явных и скрытых: есть за что вспомнить и «День независимости», и третьего «Терминатора», и иные китайские фэнтези про парящих меченосцев, и даже наши «Дозоры». Но киноконтекст не отвлекает от главного -- собственно аттракционов, и поэтому все выглядит новехоньким и незатертым. В общем, если и есть на свете по-настоящему удачная третья серия, так вот она, на блюдечке с голубой каемочкой.

Основные опасения перед премьерой «Последней битвы» были связаны с выбором режиссера-постановщика. После Брайана Сингера («Обычные подозреваемые», «Способный ученик») увидеть в титрах фамилию малопочтенного Бретта Ратнера («Час пик», «Семьянин», «Красный дракон») было несколько жутковато. Тем не менее оказалось, что излишняя образованность в таких вещах только вредит и именно ремесленный, почти формальный принцип работы идет подобного рода фильмам на пользу. Третьи «Люди Икс» не собираются расширять рамки жанра, переосмыслять классическое наследие или заставлять задуматься о чем-то большем, чем коэффициент мутантских сил, сошедшихся на одном поле боя. Фильм просто развлекает публику и делает это по-честному, не стараясь засесть в мозгах, но и не пренебрегая основными правилами истинного визуального аттракциона. Много раз возникал вопрос, какой из фильмов в истории кино более всего отобразил эстетику комикса. Пожалуй, «Последняя битва» на этот вопрос ответила окончательно и бесповоротно. Как и всякий настоящий комикс (не эстетский «графический роман», а настоящий, серийный, поточный), фильм обладает очень важным свойством: перечитывать-пересматривать его не особенно хочется, а вот следующего выпуска (серии) ждешь с нетерпением. Так что очень хочется надеяться, что, несмотря на серьезные изменения в составе (кое-кто из полюбившихся мутантов потерял свои навыки навсегда, а кто-то и вовсе расстался с жизнью), традиция не будет прервана. И пусть представитель людей Икс в благостном и политкорректном финале фильма становится представителем Америки в ООН -- нам все еще есть что делить.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино