|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Госалкоконтроль
Государство пока не придумало, как регулировать ликероводочную промышленность
Между первым и вторым чтением проекта закона, вводящего фактическую госмонополию на оборот этилового спирта, депутаты должны определиться с механизмом работы органа, который будет курировать всю алкогольную отрасль.
На прошлой неделе Государственная дума наконец одобрила в первом чтении обсуждавшиеся более года поправки в закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые должны дать государству исключительное право на регулирование оборота спирта. Прошлым летом, после заявления президента о необходимости введения спиртовой монополии для борьбы с гибелью людей от некачественной поддельной водки, очень быстро, в течение нескольких месяцев, были подготовлены (и сразу же приняты) поправки, серьезно ужесточающие оборот алкоголя.
Уже с января нынешнего года начал действовать новый порядок лицензирования, импорта и учета алкогольной продукции. Заводам вменили в обязанность оснастить производство счетчиками алкоголя, данные с которых должны будут поступать в единую государственную автоматизированную систему учета объемов производства и оборота алкоголя (ЕГАИС). С 1 июля 2006 года для участников рынка будет введена обязательная предоплата при покупке алкогольной продукции, что должно вытеснить с рынка мелких торговцев. Однако под вопросом тогда остался самый главный момент: будет ли существовать специальный государственный орган по контролю за производством и оборотом спирта.
Нынешние поправки идут гораздо дальше начатого прошлым летом. Депутаты предприняли попытку описать предполагаемые функции органа по контролю за объемами производства, поставки и закупки сырья. Именно через этого госпосредника, уполномоченный правительством орган, можно будет покупать и продавать спирт. Чтобы приобрести спирт для производства продукции, ликероводочные заводы должны будут направить в уполномоченный орган заявку на покупку. Заявку не удовлетворят, если одновременно завод не предоставит справку налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом и свидетельство о предоплате (на крайний случай -- банковскую гарантию на сумму акцизов). Зная, как налоговики работают с отчетностью предприятий, выставляя внезапно требования об уплате неправильно посчитанного налога, можно предположить, сколь долго будут ждать заводы разрешения на покупку спирта.
Правительство получит право утверждать минимальные отпускные, оптовые и розничные цены на алкогольную продукцию, реализуемую в стране. Государство будет осуществлять и контроль над производственными мощностями ликероводочных заводов. Все они должны будут пройти аккредитацию и зарегистрировать максимально установленные производственные мощности. Как заявил на заседании палаты спикер Думы Борис Грызлов, запрет на производство спирта с использованием неучтенного оборудования введен для того, чтобы дополнить уже созданную систему мер административного контроля контролем на самом начальном звене функционирования алкогольного рынка.
Для перестраховки, чтобы водочные заводы не занижали объемы производства, поправки предлагают перенести акциз с водки на спирт. Сегодня акциз разделен: спиртзаводы платят меньшую часть, а основную -- ликероводочные заводы после отгрузки продукции. На этом этапе как раз и происходят основные махинации с акцизами.
По словам одного из разработчиков законопроекта, председателя комитета Госдумы по экономической политике Валерия Драганова, до сих пор значительная часть спиртного в регионах -- фальшивка, а доля теневого оборота российского алкогольного рынка составляет не менее 50%. Тем не менее, как уверяет депутат, национализация алкогольным предприятиям не грозит, монополия будет распространяться только на контроль за каждой каплей спиртного. "Госмонополия на алкоголь есть в Белоруссии, Болгарии, Норвегии, частично в Канаде, Швеции, Финляндии", -- напомнил он.
Если законопроект будет принят окончательно в нынешнем виде, поправки вступят в силу с 1 января 2007 года. Правда, пока под вопросом многие моменты: как часто будут пересматриваться цены на алкоголь и кто из чиновников будет контролировать соблюдение государственных цен на территории столь большой страны, как быстро будут рассматриваться заявки на покупку спирта и, наконец, можно ли будет превысить согласованный объем производства спирта, если того потребует развитие бизнеса.
Ирина СКЛЯРОВА