|
|
N°90, 26 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пошли на мировую
Автопроизводители договорились с Экклстоуном
Берни Экклстоун вновь торжествует. Этот человек, всю жизнь посвятивший «Формуле-1», не зря зовется хозяином «Большого цирка». В преддверии воскресного Гран при Монако ему наконец удалось дожать строптивых автопроизводителей, требовавших увеличения своей доли доходов от реализации коммерческих прав и угрожавших организовать собственный чемпионат. В длившемся около десяти лет конфликте поставлена точка. Последнее слово осталось, как всегда, за Берни: его оппонентам пришлось согласиться на предложенные условия. В результате, они выторговали для себя 50% доходов вместо требуемых ранее 60%.
Важную роль в процессе подписания «мирного договора» сыграло решение «Рено» остаться в «Формуле» после 2007 года. Вслед за французами к так называемому меморандуму о понимании присоединились и остальные четыре члена Ассоциации автопроизводителей -- BMW, «Хонда», «Мерседес» и «Тойота».
Ожидалось, что Экклстоун сразу же поставит свою подпись под этим документом, но старый лис взял гроссмейстерскую паузу длиной в неделю, показывая, что ему согласие большой автомобильной пятерки не очень и требовалось. Чтобы окончательно закрыть вопрос о будущем Больших призов, осталось подписать договор согласия между всеми конюшнями и Международной автомобильной федерацией (ФИА). Для этого ФИА должна предоставить детальный технический регламент, по которому командам предстоит работать, начиная с сезона 2008 года. Главное требование к новым правилам -- снижение затрат на участие в чемпионате. Экклстоун обозначил основную цель в виде тезиса: спасти производителей от самих себя.
Уже сейчас многие пункты новых правил вызывают ожесточенную критику со стороны руководителей команд. Бурные споры разгорелись вокруг моратория на разработку новых двигателей в 2008--2010 годах. Техническая рабочая группа, состоящая из шефов всех 12 команд, которые примут участие в чемпионате 2008 года, восемью голосами против четырех проголосовала против введения этого правила. Противники «замораживания» аргументируют свою позицию тем, что в случае его принятия одни команды получат преимущество над другими сразу на три сезона. И исправить это положение будет невозможно именно из-за запрета на разработку новых моторов. Но в «Формуле-1» правило «спасение утопающих -- дело рук самих утопающих» с некоторых пор не действует.
Если команды сами не захотели решиться на добровольное ограничение бюджетов (в прошлом году на разработку суммарно потрачено в общей сложности почти 1 млрд долл.), то за них это сделала федерация. Интересно, что рабочая группа была создана специально для того, чтобы выработать согласованную позицию по новому регламенту, и провела только одну встречу. Если президент ФИА Макс Мосли хотел показать, что авторитарный стиль управления, за который его уже несколько раз пытались свергнуть, остался в прошлом и теперь вверенная ему федерация начнет жить по демократическим принципам, то он выбрал весьма неподходящий момент. Новый регламент должен быть утвержден до середины лета, а зная о больших противоречиях между командами «Формулы-1», резонно предположить, что этот процесс может утонуть в бесконечных спорах, в которых рождаются отнюдь не истины. Видимо, поэтому Мосли директивно принял решение о запрете на разработку двигателей.
Критикуют федерацию и за еще одно важное решение, вступающее в силу также с 2008 года. Шинная монополия уже сейчас пугает некоторых боссов. Но фактически со следующего сезона в «Формуле» останется один поставщик резины: «Мишлен», расстроенная принятием этого правила, скорее всего покинет чемпионат по окончании 2006 года. Так что команды, уже использующие «Бриджстоун», в следующем году получат определенное преимущество.
Также остается непонятным критерий отбора 12-й команды. Как известно, ФИА отдала последнее вакантное место команде «Продрайв», хотя на него претендовали еще десять не менее достойных кандидатов, среди которых были несколько бывших участников чемпионата. Один из них -- Эдди Джордан -- назвал выбор федерации «неадекватным». По этому поводу Мосли пришлось созывать специальную пресс-конференцию, где он попытался объяснить свою позицию: «Продрайв» представила наилучшее сочетание финансовой поддержки, технических возможностей и опыта в автоспорте. Также эта компания хорошо известна ФИА благодаря своему участию в чемпионате мира по ралли. Кроме того, исполнительный директор «Продрайв» Дэвид Ричардс имеет опыт работы в «Формуле-1» в роли руководителя команды».
Но, несмотря на эти мелкие очаги напряженности, в целом «Формула-1» обретает прежние величие и устойчивость. Хорошо бы к этому добавились еще и зрелищность с настоящей спортивной борьбой, что в свое время и вывело «Большой цирк» на вершины зрительского интереса.
Дмитрий СИТНИК