|
|
N°90, 26 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Русь" изначальная
Россия и Евросоюз готовятся к новому стратегическому соглашению
Санаторий «Русь», в котором проходил 17-й саммит Россия--Евросоюз, находится рядом со знаменитым «Бочаровым Ручьем», где делается главная российская политика во время пребывания там президента Владимира Путина, совмещающего активный отдых с неотложными государственными делами. Ясно одно: итоги первого десятилетия сотрудничества России с ЕС подведены, а новая десятилетка обещает быть гораздо более сложной.
Руководящая тройка ЕС -- канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики в области в безопасности Хавьер Солана -- прибыла в Сочи 24 мая, накануне саммита, а потому было время насладиться прелестями главного черноморского курорта России. Их провели вдоль берега, показали, как далеко на западе, ближе к их дому, в море опускается солнце. Затем гостей развлекали Кубанский казачий хор, цыгане и модная певица Пелагея.
Потом был ужин, вполне рабочий, во время которого и определилось окончательно, насколько успешным окажется саммит. Открывая его вчера, Владимир Путин заявил, что это первый саммит за все время их проведения, на котором были достигнуты первые конкретные результаты с момента заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (подписанное в 1994 году, оно было ратифицировано в 1997 году. -- Ред.).
Этими итогами стало подписание двух долгожданных соглашений -- об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии (подробно о них см. «Время новостей» от 24 и 25 мая). Они должны вступить в силу после ратификации обеими сторонами, и, как заявил вчера президент Путин, это случится до конца нынешнего года. Спецпредставитель российского президента по вопросам отношений с ЕС Сергей Ястржембский сказал вчера «Времени новостей», что с российской стороны проблем с ратификацией соглашений он не видит, поскольку документы полностью отвечают интересам России. Они будут действовать в течение трехлетнего переходного периода. И только через три года Москва возьмет на себя ответственность за граждан третьих стран, попавших в зону ЕС не на законных основаниях через российскую территорию.
Что же касается облегчения визового режима для россиян, стремящихся в страны ЕС, то оно будет действовать пока только в отношении бизнесменов, артистов, спортсменов, журналистов, а также студентов. Стоимость визы будет фиксированной -- 35 евро. Когда эта категория расширится и будет ли введен полностью безвизовый режим между Россией и Евросоюзом, сказать пока не может никто. Российские переговорщики утверждают, что это зависит от европейцев, а они в свою очередь кивают на россиян либо отделываются общими фразами.
Тем не менее европейцы вчера в «Руси» были настроены исключительно благожелательно. Г-н Шюссель говорил о «высоком качестве» отношений между Россией и Евросоюзом, свидетельством чего является первое место, которое занимает ЕС во внешней торговле России. Г-н Баррозу уверял, что подписание соглашений о визах и реадмиссии, а также продвижение сотрудничества в реализации «дорожных карт» по четырем общим пространствам -- доказательство стремления европейцев налаживать тесные отношения с россиянами.
Очевидно, однако, что сочинскими договоренностями заканчивается десятилетний этап сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, и теперь с обеих сторон континента будут готовиться к заключению нового базового документа, который Россия и ЕС надеются подписать в будущем году. Готовясь к этому, Москва стремится настоять на исполнении обязательств, взятых ЕС в рамках Совместного заявления о расширении Евросоюза, подписанного в Люксембурге в апреле 2004 года. Россияне еще раз напомнили европейцам в Сочи свою обеспокоенность обеспечением калининградского пассажирского и грузового транзита, а также уровнем защиты прав русскоязычного меньшинства в Латвии и Эстонии.
Руководство ЕС в свою очередь сформулировало свои приоритеты в отношении будущего сотрудничества с Москвой. В первую очередь это прозрачность и доверительность в энергетическом диалоге с Россией. Представитель ЕС по вопросам внешних сношений Бенита Ферреро-Вальднер заметила вчера, что это особенно важно для Европы, поскольку к 2020 году она уже на 70% будет удовлетворять свои потребности в энергоресурсах за счет импорта против нынешних 50. ЕС готов быть «лояльным» покупателем российского газа и надеется, что Россия будет его «надежным» продавцом.
Еще одно замечание г-жи Ферреро-Вальднер стоит отдельного упоминания. Будучи предельно дипломатичной, она все-таки дала понять, что если российский «Газпром» стремится получить доступ к европейским распределительным газовым компаниям, европейские компании также должны иметь право стать полноправными участниками российского энергетического рынка.
На пресс-конференции, а затем и в ходе общения с журналистами российский президент достаточно жестко высказался по поводу причин, которые не позволяют России присоединиться к Европейской энергетической хартии. Во-первых, несмотря на предусмотренный ею равный доступ всех стран на европейские энергетические рынки, российские ядерные энергоматериалы по-прежнему туда не допускают. А во-вторых, указал Путин, хартией предусмотрен равный доступ к транзиту и производству энергосырья. Но если от России ждут доступа к ее магистральным трубопроводам и месторождениям, то есть ли такие трубы и месторождения в Европе, которые Россия может получить в обмен? Нет же у них ничего такого, тут же сам и ответил Путин.
Г-жа Ферреро-Вальднер рассказала о достигнутом накануне в ходе рабочего ужина согласии выделить 20 млн евро на программы ЕС для Северного Кавказа, призванные обеспечить создание новых рабочих мест и улучшение государственного управления в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. На вопрос одного из западных журналистов, как руководство ЕС будет объяснять европейским налогоплательщикам необходимость выделять средства российским регионам, если у Москвы существует свой многомиллиардный стабилизационный фонд, г-жа Ферреро-Вальднер ответила, что это позволит ЕС иметь «свой голос» в решении беспокоящих европейцев проблем на Северном Кавказе. Замминистра иностранных дел России Владимир Чижов, комментируя вчера «Времени новостей» выделение этих средств, заметил, что этот «голос» будет пропорционален доле выделяемых европейцами денег по отношению к тем сотням миллионов долларов, которые ассигнуются на реабилитацию северокавказских регионов в рамках соответствующей федеральной целевой программы. Так что если европейцы хотят вкладываться туда, сказал г-н Чижов, то, мол, бог им в помощь...
Что же касается обсуждения проблем демократизации в России, то, по утверждению Сергея Ястржембского, от европейских партнеров на сочинском саммите ничего такого не ожидалось.
-- А как же Дик Чейни и его зажигательное выступление на эту тему 4 мая в Вильнюсе, -- спросили главного российского переговорщика с европейцами.
-- Имя Чейни вообще не упоминалось на рабочем ужине накануне саммита, -- ответил г-н Ястржембский.
Однако без присутствия «духа Чейни» в «Руси» не обошлось. По инициативе гостей из Евросоюза обсуждалась ситуация не только на Балканах, Ближнем Востоке и вокруг Ирана, но и в Белоруссии, Украине и Молдавии. В официальном пресс-релизе, подготовленном российскими хозяевами саммита, среди «актуальных международных вопросов» нет упоминаний каких-либо стран СНГ... Во всяком случае, говоря на «украинскую» тему, Бенита Ферреро-Вальднер аккуратно обмолвилась, что в ЕС хотели бы, чтобы повышение цен на российский газ для Украины не происходило бы так резко.
Впрочем, про Чейни Путину все-таки напомнили. Один из западных журналистов попросил его прокомментировать речь вице-президента США. «Не знаю даже, что вам и сказать, -- осторожно начал свой ответ президент. -- Мы дорожим нашими отношениями с США, но мы видим, как они защищают свои интересы, и наблюдаем методы, которыми они это делают». Имя Чейни опять произнесено не было, Путин только подивился тому, что американцы выступают в защиту стран, руководители которых (тут он назвал Украину и ее президента) весьма удовлетворены газовыми соглашениями с Россией.
О том, как обстоят дела с демократией в России, спросили Жозе Мануэла Баррозу. Его ответ вызвал оживление в зале. Председатель Еврокомиссии начал с того, что рассказал, какой замечательный вечер они провел в Сочи -- море, закат солнца, наслаждение от «Голубой рапсодии» Гершвина. Ну что вы о неприятном спрашиваете? Это явно слышалось в голосе бывшего премьера Португалии. «Мы обсуждаем самые разные вопросы и видим дух открытости со стороны российского руководства», -- только и сказал г-н Баррозу.
А что же с Белоруссией и Молдавией, помимо Украины, ведь европейцы обещали дискуссию? На пресс-конференции об этом не было сказано. Уже после нее корреспондент «Времени новостей» спросил об этом лично российского президента. «Да, говорили о ситуации в СНГ и отдельных странах и вчера во время ужина, и сегодня во время саммита», -- не вдаваясь в подробности ответил Владимир Путин. «И как поговорили?» -- не унимался корреспондент. «Предметно», -- еще короче ответил президент. Наверное, самым заинтересованным слушателем здесь оказался бы президент Белоруссии, но его в Сочи в этом году не приглашали...
В принципе же партнеры, можно сказать, были очень довольны друг другом. И хозяин саммита это настойчиво подчеркивал. Если гостям из ЕС понравится в Сочи, то мы и дальше будем расширять географию саммитов на другие российские регионы, сказал Путин. Но где еще будут такие закаты?
...А еще вчера президент России, отдыхающий вдалеке от российских законодателей, невольно послал им сигнал, который заставляет сомневаться в их профпригодности. Невзирая на запрет, введенный Думой в первом чтении на употребление министрами слов "доллар" и прочие «евро», Путин вчера упомянул о полумиллиарде в «долларовом эквиваленте», отведенном на обустройство южных границ России.
Аркадий ДУБНОВ, Сочи