|
|
N°90, 26 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холст. Масло. Нефть
Алексей Кудрин нарисовал оптимистическую картину развития экономики России в ближайшие годы
Выступая на форуме заемщиков в Санкт-Петербурге, министр финансов Алексей Кудрин нарисовал картину ближайшего будущего российской экономики. Получилась безмятежная пастораль с некоторыми незначительными тревожными штрихами.
Экономика России, пережившая в конце 90-х годов прошлого века беспрецедентный финансовый кризис, сегодня, по уверениям чиновников, стабильна как никогда. Сверхвысокие цены на нефть сделали то, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Хронически дефицитный бюджет превратился в профицитный, внешний долг, выплата которого была приостановлена в 1998 году, не просто возвращается, а возвращается досрочно. Казна настолько полна, что самый актуальный вопрос сейчас -- как потратить скопившиеся миллиарды и не угрожают ли избыточные траты макроэкономической стабильности.
«У российской экономики хорошие перспективы развития», -- констатировал вчера глава Минфина Алексей Кудрин, отметив, что для формирования более прогнозируемого рынка хорошо бы уже с 2008 года перейти на принятие трехлетних бюджетов. Правда, уровень инвестиций оставляет желать лучшего. Инвесторы все еще опасаются вкладывать в Россию значительные суммы (впрочем, итоги первых четырех месяцев дали повод для оптимизма). Но виной тому стали отнюдь не экономические причины, а непредсказуемость действий чиновников, судей и т.д. Иными словами, коррупция, слабая защищенность инвестиций и частной собственности в России, многие другие факторы, мешающие бизнесу развиваться.
И чиновники, и эксперты уверены, что формирование благоприятного инвестиционного климата даст существенную прибавку к цифрам экономического роста. Впрочем, и сегодня этот макроэкономический показатель скорее радует правительство, чем разочаровывает. По словам Алексея Кудрина, рост ВВП составит в ближайшие три года 5,5--6% (аналогичные оценки дает большинство независимых экспертов). Годовая инфляция за этот период уменьшится до 5%. Уже в 2006 году, согласно прогнозам министра, темпы роста потребительских цен упадут до 9%. «Это самый низкий показатель за последние 13 лет», -- удовлетворенно отмечает глава Минфина.
Добавим, что с 1 июля 2006 года Россия снимает все ограничения на движение капитала, что также говорит об устойчивом характере российской экономики. Еще один пример: впервые сравнялись объемы оттока и притока частного капитала. Все 90-е и в начале 2000-х годов капитал бежал из страны. По некоторым экспертным оценкам, за это время за границу «утекло» до 300 млрд долларов.
Запредельный в 1998 году объем госдолга страны (140% ВВП) в ближайшие два года сожмется до 12% (при этом доля внешней задолженности сократится с 80 до 50%). Алексей Кудрин напомнил, что в июне продолжатся переговоры о досрочном погашении долга Парижскому клубу. Итогом прошлогодних договоренностей стал возврат кредиторам 15 млрд долл. (тогда же был полностью погашен долг Международному валютному фонду в размере 3,3 млрд долл.). Алексей Кудрин надеется, что в этом году удастся погасить большую часть из оставшихся 22 млрд долларов.
Средства на досрочное погашение долга, как и в прошлом году, будут взяты из стабилизационного фонда, в котором с начала 2004 года аккумулируются сверхдоходы от экспорта нефти. Сейчас в фонде скопилось уже более 1,9 трлн руб. (71,7 млрд долл.). На следующей неделе, по словам Алексея Кудрина, средства стабфонда будут переведены на валютный депозит Банка России. Влияния на валютный рынок эта операция, по уверению министра, не окажет. Структура валютного депозита: 45% -- в долларах, 45% -- в евро, 10% -- в фунтах стерлингов.
Понятно, что сегодняшнее финансовое благополучие России основано почти исключительно на высоких ценах на российскую нефть (сейчас примерно 65 долл. за баррель). Именно выгодная внешнеэкономическая конъюнктура позволяет постоянно повышать зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, реализовывать национальные проекты, а теперь еще и решать демографические проблемы. (Вчера г-н Кудрин сказал, что Минфин предполагает увеличить государственные расходы на демографию и повышение заработных плат, что вновь приведет к росту бюджетных расходов по отношению к ВВП.)
Многие эксперты сходятся во мнении, что на достаточно долгий период Россия застрахована от падения нефтяных цен. По крайней мере до катастрофических для ее экономики уровней. Однако все же вряд ли стоит забывать уроки истории: именно падение нефтяных цен стало одной из основных причин кризиса советской экономики в 80-е годы (чем это закончилось, известно всему миру), а также дефолта 1998 года.
Михаил ВОРОБЬЕВ