Время новостей
     N°89, 25 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2006
Лепота нефильтрованная
В Манеже проходит Третий Московский международный салон изящных искусств
Судя по составу экспозиции очередного респектабельного салона искусств, он желает соперничать теперь не только с Антикварным салоном, но и с завершившейся в понедельник и наторговавшей более 3 млн долл. ярмаркой «Арт-Москва». Пять ведущих московских галерей, специализирующихся на современном искусстве, впервые разместили в рамках салона свои стенды. Это Риджина, XL, галерея Гельмана, Stella Аrt, галерея Айдан. «Зачем вы здесь, среди золотых канделябров, лунных пейзажей, версальских статуй и Ренуара?» -- спросил я хозяйку XL-галереи Елену Селину. Она ответила, что опыт ей интересен. Несмотря на удачные продажи «Арт-Москвы», осваивать новые территории полезно. Ведь покупатели «Арт-Москвы» и салона не совпадают. Во втором случае среди интересующихся больше иностранцев, готовых приобретать чуть менее эпатажное, но чуть более дорогое искусство. Кстати, главный экспонат стенда XL, огромное полотно Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Футбол в космосе» (про матч гуманоидов и землян), было куплено еще до официального открытия салона по Интернету за очень даже кругленькую сумму, которая хозяйкой галереи держится в тайне. «Не люблю я о деньгах говорить», -- признается Елена Селина...

Но иная, кроме денег, тема, на ярмарке обсуждается как-то мутно, в нефильтрованной, что ли, консистенции. Ведь философические рассуждения о чистой красоте той или иной работы все равно неминуемо упрутся в проклятый грязный вопрос, сколько стоит.

Со старым искусством и модернизмом первой половины XX века на салоне, как обычно, все в порядке. Отличные европейские галереи представляют очень качественный товар музейного уровня. Цены на него, конечно, очень высоки. Так, хорошая, но небольшая картина Огюста Ренуара стоит более шести миллионов у.е., а Марка Ротко -- более двух. Тем, кто пойдет на салон как на художественную выставку (фильтруя чистые эстетические впечатления), рекомендация -- обратить внимание на мастеров Парижской школы первой трети прошлого века: много интересных и качественных работ на нескольких стендах. В подземельях Большого Манежа сверкают бриллианты, золото, рубины крупнейших ювелирных компаний Европы. И в Алмазный фонд ходить не надо! Отдельного упоминания и отдельной экскурсии заслуживает экспозиция галереи Гари Татинцяна -- между прочим, лидера продаж завершившейся «Арт-Москвы». Вопреки принятому в мире художественного бизнеса суждению, будто рынок русского авангарда из-за фальшаков рухнул, галерея Татинцяна выставила графику и объекты именитых мастеров десятых--двадцатых годов: от Родченко до Малевича. Восхищает не только выдающееся качество вещей, но и их безупречный провенанс (биография). В частности, графические листы происходят из коллекции Льва Нусберга, классика неофициального искусства второй половины прошлого века, давно живущего в Америке. Шедевром является и архитектон (сложенный из стереометрических объемов объект) украинского конструктивиста Василия Ермилова. Его творчество малоизученно, а зря -- масштаб и многогранность таланта Ермилова сопоставимы с даром Лисицкого, Родченко, Степановой. Трехцветный объект Ермилова посвящен трем русским революциям: восстанию декабристов, революциям 1905 и 1917 годов. Он прекрасный пример конструктивистских игр с различными пространственными модулями. Такие, сделанные мастерами авангарда из недолговечных материалов модели почти не сохранились. Эта происходит из семьи художника Ермилова. Кстати, в разделе галереи Гари Татинцяна купить ничего нельзя -- тот случай, когда поставлен фильтр просветительства.

Подытоживая впечатления от салона, скажу, что слегка взволновала тенденция чуть сокращать территорию западного искусства и чуть расширять территорию русского. Эксперты салона прокомментировали тенденцию так: участвовать в осенней и весенней ярмарках в одном городе иным зарубежным галереям тяжело и невыгодно. Они предпочитают участвовать только в осеннем саммите, тем более что ближе к лету идут сборы на другие престижнейшие ярмарки современного искусства, «Арт-Базель» в частности. Вероятно, к тому же некоторые галереи не могут смириться с установленным нашим государством драконьим налогом на добавленную стоимость -- 18% (для сравнения, во Франции -- 5,5%). Учитывая, что ввоз произведений в Россию с недавних пор бесплатный, покупки легче оформлять не у нас, а за границей. Неспроста же официальная статистика продаж на салоне может повергнуть в уныние: приобретаются со стендов единицы. Другая статистика фильтруется за рамками мероприятия.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки